Органон

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

"ОРГАНОН"
(Organon; греч. — «орудие») — так были названы византийскими учеными логические произведения Аристотеля, ибо они рассматривались как «орудия» познания истины. «Новый Органон» — произведение, написанное Фрэнсисом Бэконом (1620).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ОРГАНОН
от греч. organon - орудие, инструмент) - логические произв. Аристотеля, названные так визант. учеными, ибо они рассматривались как "орудия" познания истины. "Новый органон" ("Novum organon") - произв., написанное Фрэнсисом Бэконом (1620), в котором он противопоставляет свою индуктивную логику дедуктивной логике Аристотеля.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Органон
(орудие, инструмент) – название свода логических сочинений Аристотеля, которые греческие аристотелики называли «инструментальными». Логику Аристотель называл «аналитикой», полагая, что она является не наукой, а «пропедевтикой» научного исследования. Иногда «Органон» Аристотеля называют первым, а вторым «Органоном» называют методологию науки, разработанную Ф. Бэконом и изложенную в его труде «Новый Органон».

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Органон
(όργανον). Так обыкновенно называют сборник логических сочинений Аристотеля; но сам Аристотель не давал никакого общего названия всем своим логическим сочинениям. По всей вероятности, органоном назвали все логические сочинения Аристотеля потому, что он сам нередко называет логические правила хорошим орудием знания, размышления и доказательств. Название логических сочинений Аристотеля органоном вошло в употребление, как полагают, не раньше XV века. Органон Аристотеля состоит из шести книг или частей.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Органон
программный продукт философской мысли, определяющий базовые идейные позиции, мировоззренческие и научные установки, принципы, ориентации, организацию научной практики и творческой активности в познании мира, освоения его человеком, словом, всю дисциплину рефлектирующего человеческого ума, в соответствии с характером и содержанием культуры общества, представлениями о сущем, сложившимися на данный исторический момент. Исходным началом "О.", центром, откуда происходит развертка его фундаментальных положений, служит субъект-объектное отношение. Автором первого в истории научно-философской мысли "Органона" был Аристотель, который, основываясь на умозрительных принципах, дал свод основных логических правил аналитически ориентированного познания. Сформулированный Аристотелем "закон исключенного третьего" (Tertium non datur) - "краеугольный камень" (Исайя, 28:16) логики его "О.". Тождества "Я" ? "Я", "не -- Я" ? "не -- Я" по существу и составили его основание. Из них следовало, что все сущее либо принадлежит моему "Я", либо не принадлежит ему. Области микро- и макрокосма здесь определены четко и однозначно, и доктрина эта вполне соответствовала христианскому учению, в котором субъективный фактор, "Я", - в центре мироздания: "Divide et impera!" ("Разделяй и властвуй!"), "Кесарево - кесарю, а Божье - Богу" (Мф. 22:21), "Я пришел принести не мир, но меч", "Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение" (Лука, 12:51) и др. Второй "О.", получивший название "Новый Органон", написан Фрэнсисом Бэконом. Его основная идея -эмпирическое оснащение знания: только то знание может считаться достоверным, которое проходит экспериментальную верификацию, доступно опытной проверке и воспроизведению. Таким образом, была создана философская база для развития наук, частных областей знания, основывающихся на опыте, а не на умозрительном получении выводов, как было до того времени. Тем самым закончилась одна эпоха в развитии научно-философской мысли и началась другая, приведшая к классификации наук по иерархическому принципу на основе общепринятой ныне в науковедении и библиотечном деле системы Универсальной десятичной классификации знаний (УДК).
Ученик Георгия Гюрджиева, Петр Демьянович Успенский, разработал новую систему связи субъективного и объективного начал в структуре универсума, назвав ее, по традиции, "Третий Органон" (1913 г.), в котором, созвучно философии и культуре Новейшего времени, существенно расширены пространственно-временные границы творческого начала, "Я", а само СО-отношение конституировано как непрерывное, не имеющее внутренних разделительных границ между его сторонами, как "континуальное" (термин М. Мамардашвили). Впервые на эпистемологическом уровне закреплено умение субъекта во взаимодействии с объектом перевоплощаться в него (способность эта высоко развита в восточной - чань- и дзэн- буддистской философии) и тем самым достигать высших пределов его постижения (такой способностью обычно обладают те, кого называют специалистами от Бога). Четвертую, медитативную компоненту личности ("экзистенцио" -- начало человека), дополняющую триаду разума ("рацио" -- начало), чувства ("эмоцио" -- начало) и веры ("интуицио" -- начало), Успенский предложил назвать четвертым измерением человека, где собственно и должно быть место воспитанию воли и самообладания, умения управлять собой и властвовать над собственными чувствами, реализуя сократовский императив "Познай самого себя!".

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

«ОРГАНОН»
лат. organum - орудие, инструмент), позднее название свода логич. соч. Аристотеля, к-рые греч. аристотелики называли «инструментальными», опираясь на такие места Аристотеля, как «Топика» 108b 32, 163b 9. Логику Аристотель называет «аналитикой»; она - не наука, а «пропедевтика» науч. исследования («Метафизика» 1005Ь 4-5) - см. Логика. Известно ок. 250 ср.-век. греч. рукописей «О.» (полных или частичных), а также лат., араб., сирийские и арм. переводы. Древнейшие из сохранившихся рукописей восходят к неоплатонич. изданию соч. Аристотеля, начинаются с «Жизнеописания» Аристотеля, «Введения» Порфирия и помещают «Топику» после «Аналитик». В издании Андроника Родосского (1 в. до н. э.) «Топика» предшествовала «Аналитикам». 1-е печатное изд. - Альда Мануция, Венеция, 1495.
Состав «О.»
1) «Категории» распадаются на 3 части: а) предварит. семантич. различения и терминологич. определения [очень важно разделение сущности (усии) на первую - конкретная единичная вещь, и вторую - вид и род]; б) семантич. классификация предикатов («категорий») и соответствующих им формальных родов бытия; в) т. н. Postpraedicamenta (гл. 10-15). Ряд крупных аристотелеведов 19-20 вв. считал «Категории» неподлинными (А. Брандис, В. Розе, Л. Шпенгель, К. Прантль, А. Герке, Э. Дюпреэль, В. Йегер); Ф. Вайц, Э. Целлер, Г. Гомперц считали неподлинными только PostpraedicaineiUa; в последние десятилетия преобладает тенденция признавать подлинным весь трактат (Л. МиниоПалуалло, И. Хусик, В. Д. Росс, Дж. Экрилл, и. Дюринг; см. по этому вопросу: I. Husik, The categories of Aristotle, в его кн.: Philosophical essays, 1952; L. M. De Rijk, The place of the categories of being in Aristotles Philosophy, 1952). «Категории» особенно тесно связаны с «Топикой». Рус. пер. А. В. Кубицкого (1939, новая редакция 1978 неверна). Лучшее изд. греч. текста: L. MinioPaluello, 1956; англ. пер. с комм. J. L. Ackrill, 1963.
2) «Герменевтика» ,собственно «О (языковом) выражении (мысли)», лат. «De interpretatione», неверен пер. «Об истолковании» - теория предложения и суждения. Лучшее изд. - то же, что «Категорий». Рус. пер. Э. Л. Радлова (1891).
3) «Первая аналитика» в 2 кн.- теория силлогизма. «Вторая аналитика» в 2 кн.- теория доказательства, определения и эпистемологич. проблема познания принципов (архе)- альтернатива к теории анамнесиса Платона. Рус. пер. «Первой аналитики» Н. Н. Ланге (1894), обеих - В. А. Фохта (1952). Изд. греч. текста: W. D. ross, L. MinioPaluello, 19783, изд. с комм.: W. D. ross, 1949.
4) «Топика» («Topica») в 8 кн. - техника ведения диалога, теория диалектич. (т. е. разговорного) силлогизма, исходящего не из «научных», а из вероятных посылок; его цель - не достичь истины, а убедить собеседника.
5) «О софистич. опровержениях» («De sophisticis elenchis») - не самостоят. трактат, а 9-я кн. «Топики»: о софистич. лжесиллогизмах, направленных на «опровержение» (эленхос) противника (гл. 1-2), и о логич. ошибках, основанных на языковой двусмысленности (гл. 19-23) или вне-языковых причинах (гл. 25-30). Рус. пер. М. И. Иткина (1978). Изд. греч. текста (вместе с «Топикой»): W. D. ross, 1958.
Существуют различные концепции относит. и абс. хронологии отд. соч. «О.». Согласно И. Дюрингу (1966), весь «О.» был написан (в последовательности: «Категории», «Герменевтика», «Топика» кн. 2-7, 8, 1, 9, «Аналитики») в 360-355 до н. э. в одно время с «Софистом» и «Политиком» Платона. Большинство исследователей согласны с тем, что «Топика» принадлежит к самым ранним из сохранившихся соч. Аристотеля.

Источник: Советский философский словарь

«ОРГАНОН»
общее название логических сочинений Аристотеля. Принято считать, что поздняя античность усвоила это название вслед за первым издателем и комментатором Аристотеля Андроником Родосским (1 в. до н. э.), который поместил в своем издании логические сочинения в начале корпуса и назвал их «инструментальными книгами» ( ), опираясь на то, что Аристотель подчеркивал пропедевтическую функцию логики относительно других наук (Top. 108b9; Met. IV, 3, 1005b3-5; IV, 4, 1006а5-7). Композиционным принципом Андроника было расположение трактатов соответственно увеличивающейся сложности их содержания: в «Категориях» Аристотель анализирует отдельное слово, в «Герменевтике» — простое предложение, в «Первой аналитике» представлено учение о силлогистическом выводе, во «Второй аналитике» — о научном доказательстве, в «Топике» описывается диалектический диспут, а заключительные слова последней книги (IX, 34,183a37—184b9) относятся ко всему «Органону».
В настоящеее время считается установленным, что (1) все трактаты «Органона» подлинны; (2) все они — частично авторские записи к лекциям, частично конспекты лекций, составленные слушателями, но просмотренные, исправленные и дополненные самим Аристотелем; (3) все трактаты неоднократно переделывались с учетом новых результатов, полученных Аристотелем, т е. содержат разновременные хронологические пласты.
Существует несколько различных схем относительной хронологии сочинений «Органона». Однако наиболее вероятным представляется, что «Органон» был написан в академический период жизни Аристотеля в последовательности: «Категории», «Об истолковании», «Топика» (Il—Vil, VIII, I, К) и «Аналитики». Возможно, что работа над некоторыми главами разных сочинений велась параллельно.
Известно около 250 средневековых греческих рукописей «Органона» (полных или частичных), а также латинские, арабские, сирийские и армянские переводы. Editio princeps «Органона» вышло в издательстве Альда Мануция (Венеция, 1495). Состав «Органона»: 1) «КАТЕГОРИИ» ( Praedicamenta). В тракгатеописываются самые общие предикаты (категории), которые можно высказать о любом объекте: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, претерпевание (подробнее см. «Категории»). В Античности, Средние века и эпоху Возрождения «Категории» комментировались огромным количеством авторов. Значительное влияние на схоластическую философию оказала аристотелевская идея о различении первичных и вторичных субстанций (первых и вторых сущностей). Сохранились греческие комментарии неоплатоников: Порфирия (во «Введении» к «Категориям» Аристотеля Порфирий намечает иерархическую схему классификации категорий, представленную потом в виде «древа» (arbor Porphyriana); Порфирий составил также комментарий на «Категории» в диалогической форме; тексты Порфирия послужили одним из отправных элементов в формировании средневековой проблематики о природе общих понятий (universalia); далее — Аммония, Симпликия (предпринял попытку интерпретировать «действие» и «претерпевание» как частный случай категории «отношение»); Олимпиодора, Филопона и Элия. Большое количество комментариев на этот текст утрачено, в т. ч. комментарий римского стоика Корнута (1в.; подчеркивал параллелизм между категориями Аристотеля и грамматическими элементами греческого языка).
2) «ОБ ИСТОЛКОВАНИИ» (De interpretatione). Русский перевод Э. Л. Радлова (1891). Русское название этого трактата представляет собой кальку с его латинского заглавия. Оно лишь приблизительно соответствует греческому оригиналу: собственно «о [языковом] выражении [мысли]». Западноевропейские ученые называют этот трактат «Герменевтикой». Трактат излагает теорию суждения, которая может рассматриваться как семиотическая основа ассерторической и модальной силлогистик. Сохранились комментарии на «Герменевтику» неоплатоников Аммония и Стефана Александрийского.
3) «ПЕРВАЯ АНАЛИТИКА» (Analytica priera) (2 книги). Аристотель излагает здесь теорию аналитического силлогизма и описывает аксиоматизированные системы ассерторической и модальной силлогистик. Система Аристотеля использует 3 силлогистические фигуры из 4-х фигур традиционной логики. Кроме того, здесь описываются некоторые недедуктивные способы рассуждения: индукция, доказательство от примера, отведение.
«Вторая аналитика» (Analytica posteriora) (2 книги). Русские переводы «Аналитик»: Н. Н. Ланге (1891— 1894), Б. А. Фохта (1952). Излагаются основы методологии доказывающих (дедуктивных) наук, основы теории доказательства и теории дефиниции. Теория дефиниции опирается на более раннее учение о предикабилиях, изложенное в «Топике». Различением «Первой» и «Второй аналитики» мы обязаны, по-видимому, Андронику. Сам Аристотель все четыре книги цитирует под общим названием «Аналитика». Наиболее известные античные комментаторы «Аналитик»: Александр Афродисшский (характерно толкование стоической пропозициональной логики в качестве своеобразной метасистемы по отношению к аристотелевской силлогистике), Фемистий (составил парафраз «Второй аналитики», отделив аристотелизм от платонических напластований), Иоанн Филопон (в его комментарии, вероятно, впервые для иллюстрации силлогистических закономерностей применяются идеографические средства (незамкнутые дуги); для его комментария ко «Второй аналитике» характерна тенденция преодолевать логико-гносеологические трудности за счет семиотике-грамматических диетинкций). Проб (его комментарию принадлежит важная роль в процессе проникновения и распространения теорий «Аналитик» на Востоке), Аммоний (подразделяет силлогизмы на категорические, гипотетические и получающиеся посредством присоединения к посылке дополнительного предложения). В Западной Европе «Аналитики» стали известны лишь в 12 в., когда был опубликован их перевод на латинский язык.
4) «ТОПИКА» (Topica) (8 книг). В трактате излагается методология античной диалектики, существовавшей в таких формах, как диалектика спора и исследование научных проблем посредством выявления и разрешения трудностей (апорий). Аристотель выявляет общую логическую основу различных практических применений диалектики и создает т. о. новую научную дисциплину (подробнее см. «Топика»). Из многочисленных греческих комментариев к «Топике» сохранились комментарии Александра Афродисийского.
«О софистических опровержениях» (= De sophisticis elenchis). Это не самостоятельный трактат, а К книга «Топики». Классификация софизмов и паралогизмов в К книге тщательно изучалась в Средние века и почти полностью вошла в учение традиционной логики о т. н. логических ошибках. С современной точки зрения особое значение имеет анализ парадокса о лжеце (180а35—Ь7), фактически стимулировавший возникновение в Средние века логических трактатов на тему «de insolubuibus» (о неразрешимых предложениях, в которых первоначально рассматривалась проблема семантических антиномий).
Библ.: During I. Aristoteles. Hdlb., 1966; Brandis Chr. Uber die Reihenfolge der Bucher des aristotelischen Organons. B., 1833. «ОБ ИСТОЛКОВАНИИ»: Brandt R. Die aristotelische Urteilslehre. Untersuchungen zur «Hermeneutik». Marburg, 1965; Hinlikka K.J. Time and Necessity. Studies of Aristotles Theory of Modality. Oxf., 1973. «АНАЛИТИКИ»: Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. М., 1959; BeckerA. Die aristotelische Theorie der Moglichkeitsschlusse. B., 1933; PatygG. Die aristotelische Syllogistik. Logisch-philologische Untersuchungen uber das Buch A der Ersten Analytiken. Gott., 1969; Ebbinghaus K. Ein formales Modell der Syllogistik des Aristoteles. Gott., 1964. См. также лит. к ст. «Категории», «Топика».
Е. Г. Парфенова

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
190.26 кб

Герменевтика как «Новый органон» социально-гуманитарных наук

Петрова Е. И.
Специфика гуманитарного знания, заключающаяся в обязательной интерпретации предмета исследования, требует пристального внимания к субъективным аспектам познавательного процесса.
Читать PDF
2.75 мб

Канон и органон

Шалак В. И.
Читать PDF
861.46 кб

Введение в древнеиндийский органон познания

А. В. Парибок, Д. В. Оленев
Читать PDF
1.62 мб

Логика: органон или игровая конструкция для постижения мира?

Новолодская Татьяна Алексеевна
Исследуется возможность использования принципов и приемов аналитической философии для рассмотрения традиционных философских проблем. На примере работы Ж.
Читать PDF
260.29 кб

Логика Декарта как органон достижения истинного знания

Горбачева Ирина Михайловна, Пронина Елена Николаевна
Акцентируется внимание на творчестве блистательного философа и математика Рене Декарта, в частности на разработке единого общего метода, который должен был связать все человеческое знание, стать органоном теоретического мышления и
Читать PDF
1.39 мб

«Органон» Аристотеля и «Трансформационная логика» академика Г. А. Брутяна: методологические параллел

Джиджян Роберт
Данная статья обсуждает некоторые методологические параллели вскрытые её автором при расмотрении методологических подходов Аристотеля и Георга Брутяна к задаче построения своих логических концепций и учений.
Читать PDF
69.47 кб

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ИЛИ УЧЕНИЕ О ВИДИМОСТИ (НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ МЫСЛИ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ И ОБОЗНАЧЕНИИ ИСТИНН

Иоганн Генрих Ламберт
Читать PDF
285.08 кб

Методология Ф. Бэкона: «Новый Органон»

Щеглова М.И., Асамбаев Д.С., Адзитаров М.А.
В статье рассматривается современная трактовка методологии Ф. Бэкона, предложенная им в работе «Новый Органон». Даётся краткое содержание анализируемого произведения с целью раскрытия смыслов текста Ф.Бэкона.
Читать PDF
388.06 кб

СЕМИОТИКА КАК ОРГАНОН ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Золян Сурен Тигранович
В статье рассматривается возможность семиотики выступать в качестве органона гуманитарного знания. Анализируется концепция Чарльза Морриса, который рассматривал семиотику как метанауку и органон всех наук, и Фр.
Читать PDF
619.91 кб

МАТЕМАТИКА КАК ОРГАНОН: ФОРМАЛИЗАЦИИ, АЛГОРИТМЫ, МОДЕЛИ

Авдонин Владимир Сергеевич
Предлагается рассмотрение математики в качестве органона научного знания.
Читать PDF
229.09 кб

Изменение структуры и функций центральных и местных органов управления тылом российских войск в xix

Колобаев Евгений Александрович
Статья посвящена изменениям в структуре центрального и местного тылового управления российских войск на протяжении XIX в.
Читать PDF
236.64 кб

Роль административных органов власти в условиях проточной культуры (на примере Дальневосточного реги

Говорухин Григорий Эдуардович
В статье рассматриваются основные закономерности развития Дальнего Востока с точки зрения формирования и функционирования властной системы, а также особенности взаимодействия власти и населения.
Читать PDF
296.26 кб

Реализм как методологическая основа нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел

Миронов Игорь Леонидович
Данная статья посвящена поиску методологических основ нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел в современных условиях.
Читать PDF
124.34 кб

Истолкование ума и предвосхищение природы в «Новом органоне» Ф. Бэкона

Соболев Иван Андреевич
Труд Ф. Бэкона «Новый Органон» содержит определенное количество терминологических неточностей, и на некоторых из них следует остановиться подробнее.
Читать PDF
0.00 байт

ОТ МЕТАМАТЕМАТИКИ К МАТЕМАТИЧЕСКОМУ ОРГАНОНУ

Авдонин Владимир Сергеевич
В статье предлагается расширенное видение математики как трансдисциплинарного органона современных наук.

Похожие термины:

  • НОВЫЙ ОРГАНОН, или Истинные указания для истолкования природы

    Novum Organum, sive Indicia vera de interpretatione Naturae», L., 1620, на лат. яз.), главное филос. соч. Ф. Бэкона, в к-ром сформулированы осн. принципы англ. материализма и эмпирич. методологии новой науки; вторая часть «Великого в
  • Новый органон

    1620) – гл. филос. соч. Ф. Бэкона, противопоставленное автором "Органону" Аристотеля.
  • ТЕЛО БЕЗ ОРГАНОВ

    франц. corps sans organes) — термин впервые появляется у французского поэта А. Арго, близкого к сюрреализму и развивавшего идеи нового театра: человеческое тело (актерское прежде всего) должно выражать себ
  • СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

    теория ранней психологии, согласно которой один и тот же орган чувств независимо от природы раздражителя всегда производит ощущения одного и того же рода; см. Константность,
  • Органогенез

    от орган + генез) — 1) процесс формирования и развития органов в течение индивидуальной жизни (в онтогенезе); 2) те же процессы в ходе эволюции (филогенезе).
  • Органогены

    от орган + греч. genos — род) — главные химические элементы, входящие в состав органических веществ: углерод, кислород, водород, азот, фосфор, сера; иначе называются макроэлементы.
  • ПОЛИМОДАЛЬНАЯ ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА, ПОЭ

    экспертной метод исследования и оценки различных объектов, основанный на восприятии экспертом синергоконтраста и градиента поля синергии за счет реакции его синергокомплекса, проявляющейся спе