КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
от греч. - утвердительный) - теология, стремившаяся посредством позитивных понятий, представлений и атрибутов, связанных с Богом, а также с помощью метафорических аналогий представить оправданным его существование (см. также Апофатическая теология).

Источник: Философский энциклопедический словарь

КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
(букв, с греч. утвердительная) - рассматривает Богопознание как восхождение по иерархической лестнице аналогий. Признавая метафоричность используемых позитивных утверждений, обозначений, атрибутов, считает такой способ познания оправданным ввиду аналогичности тварного бытия Творцу.

Источник: Краткий философский словарь 2004

КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
от греч. утвердительный), теология, описывающая бога посредством позитивных утверждений, атрибутов и обозначений, употребление к-рых в силу трансцендентности бога мыслится неизбежно метафорическим, но в силу т. н. аналогии бытия (см. Аналогия) признается оправданным. См. Апофатическая теология.

Источник: Советский философский словарь

КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
греч. kataphatikos - утвердительный) - парадигмальная установка теологии на позитивное богопознание. По критерию своей рационалистической ориентации противостоит апофатической теологии с ее программным иррационализмом. Исходные принципы К.Т. были заложены в рамках патристики (Иоанн Дамаскин и Григорий Нисский). К.Т. фундирована принципом "аналогии бытия" (analogia entus), согласно которому постижение Творца возможно посредством познания творения. Ориентация на позитивное и интерсубъективное знание относительно Абсолюта в условиях остро-личностной диалогической персонификации Бога в рамках теизма означает артикуляцию сакрального диалога в категориях субъект-объектной процедуры, очевидная кощунственность чего снимается в К.Т. идеей о метафоричности получаемого знания. Основываясь на содержании христианского Символа веры, с одной стороны, и операциональном мыслительном инструментарии античной философии, с другой, К.Т. представляет собою попытку концептуализации феноменов, по определению неконцептуализируемых в рамках парадигмы веры. В этом отношении имманентная парадоксальность К.Т. рефлексивно эксплицирована уже Тертуллианом: "Что общего между Афинами и Иерусалимом? У Академии и Церкви?". В семантическо-аксиологической напряженности К.Т. находит свое яркое выражение свойственный европейской культуре фундаментальный дуализм ее глубинных мировоззренческих оснований. (См. также Теология, Дуализм, Схоластика).
М.А. Можейко

Источник: Новейший философский словарь

КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
от греч. kataphatikos - утвердительный) - положительное богословие, описывает Бога посредством позитивных атрибутов и обозначений. К. т. - богословская система, допускающая возможность познания Бога по плодам Его творения и результатам вмешательства в дела сотворенного им мира. Эта система дополняет апофатическую теологию, построенную на признании принципиальной непознаваемости Бога рационально-логическими методами и тяготеющую к мистицизму; япофатики, в отличие от катафатиков, повсеместно оперируют такими, например "отрицательными" дефинициями Бога, как "бесконечный", "невоплощенный", "непостижимый".
Поскольку в теизме Бог мыслится трансцендентным, бесконечным и нематериальным, то К. т. смиряется с тем, что любые описания Бога неизбежно метафоричны. Тем не менее, согласно принципу "аналогии бытия", в католической схоластике принципиальное различие природ Бога и сотворенного им мира не исключает богопознания полностью, допускает частичное познание Бога по аналогии.
Августин утверждал, что индивидуальную веру церковь должна укреплять позитивными логическими доводами. Ослабляя позиции апофатической теологии, схоласты вернулись к древнегреческой онтологии, чтобы возводить К. т. на понятиях "сущность", "сущностная и логическая заданность бытия", "абсолютное предопределение" и т. п. В своей "Сумме теологии" Фома Аквинский упорядочил все "аксиомы", "принципы" и "законы" рационалистической позитивности и в целом достроил катафатический теизм римско-католической церкви. В православном христианстве принципы К. т. были заложены византийским богословом Иоанном Дамаскином. Существуют разновидности К. т. в исламе, иудаизме и иных формах теизма. Атрибуты Бога катафатики выводят логически из представления о Боге как Полноте Бытия, Совершенстве.
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

теология катафатическая
ТЕОЛОГИЯ КАТАФАТИЧЕСКАЯ (от греч. катскра-TIKOC, — утвердительный) — система раскрытия и обоснования вероучения и описания объекта христианской религии — Бога (Троицы) — посредством позитивных утверждений на основе заключений по аналогии. Признание трансцендентности Бога, ограничивающей человеческое знание о Нем лишь Его теофаниями — откровениями, тварностью космоса, вмешательством в судьбы мира и прочем, — привело к появлению в католической схоластике принципа аналогии сущего (analogia entis), подразумевающего получение достоверного знания о божественном бытии из знания о бытии тварном. В православии Т. к. дополняется апофатическим богословием и, в строгом смысле, ему не противопоставляется. Именно принципы катафатики позволили выстроить христианскую догматику как систему позитивных знаний о Боге и сформулировать Символ веры. Фундаментальный вклад в развитие Т. к. внес Псевдо-Дионисий Ареопагит. В его трактате «О божественных именах» проводится глубокий анализ имен, приличествующих для обозначения различных качеств Божества, для Его называния. Часть из них являются именованиями божественных атрибутов: Любовь, Сущий, Вседержитель, Совершенный, Единый. Т. к. Ареопагитик развивает Максим Исповедник (7 в.). У него предметом Т. к. является Божественный Логос, который созерцается умом в двояком отношении: 1) в сокровенном образе бытия Своего и 2) по Своему отношению к миру. Первое открывает тайну Троичности, второе — тайну творения, промысла и суда. Максим Исповедник особую роль в Т. к. отводит христологии, как наиболее достоверному, явленному и доступному человеку знанию о Боге. И даже тринитарную догматику видит укорененной в христологической. Такой христоцентричный подход не был новшеством для византийской Т. к. 7 в., поскольку уже в тексте Никео-Константинопольского символа веры (4 в.) основное внимание сосредоточено на личности Иисуса Христа. С тех пор христологическая проблематика занимает важное место в Т. к. В разное время и в разных христианских конфессиях Т. к. то отходила на второй план, то начинала играть весьма значительную роль; но ни одна богословская система не может существовать без позитивных утверждений о Боге.         И.П. Давыдов

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
один из двух (наряду с апофатической теологией) путей Богопознания, который ведет к познанию божественных атрибутов. Хотя сущность Бога невыразима с помощью какого-либо понятия. Священное Писание именует Бога сущим, благим, любовью, премудростью и т. д. В трактате Псевдо-Дионисия Ареопагита «О Божественных именах» приписывание Богу позитивных атрибутов осмысляется как определенный способ Богопознания, отличный отапофатического подхода и в то же время неразрывно связанный с ним, — это познание Бога по его разнообразным проявлениям и энергиям. Как отмечают отцы Церкви, в творениях, в промысле Бога о мире, как в зеркале видимы беспредельная благость, премудрость и сила Божества. Это откровение Бога доступно нашему уму и отчасти постижимо в своем таинственном содержании. Уразумевая смысл бытия тварных существ, можно восходить к созерцанию их Создателя.
В противоположность апофатическому пути, ведущему к мистическому единению с Богом, катафатическая теология открывает взору христианина лестницу богоявлений или богопроявлений в тварном мире. В определенном смысле и катафатическая, и апофатическая теология могут рассматриваться как один и тот же путь, но проходимый в противоположных направлениях: Бог нисходит к человеку в своих энергиях, человек восходит к нему посредством апофатически осмысляемых созерцаний, которые и открывают и скрывают божественную сущность. Совершеннейшее Богоявление — воплощение Бога-Слова. «В человечестве Христа, по Дионисию, Пресущественный явился в человеческой сущности, не переставая быть сокровенным после этого явления, или, если выразиться более божественным образом, не переставая быть сокровенным в самом этом явлении» (MPG, t. 3, col. 1069 В, пер. В. H. Лосского). Тем более частичные богоявления, происходящие на низших ступенях, сокрывают Бога в том, что он есть, и являют его в том, что он не есть по своей природе. В катафатической теологии Божественные имена, извлеченные гл. о. из Священного Писания, есть ряд ступеней, служащих опорой созерцанию. Это не рациональные понятия, которые мы сами формулируем и которые сообщают нашим разумным способностям положительное знание о божественной природе, это — скорее образы или идеи, способствующие тому, чтобы направить и преобразовать нас к созерцанию того, что превосходит всякое разумение.
В. П. Гайденко

Источник: Новая философская энциклопедия