СУБСТРАТ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СУБСТРАТ
от лат. substratum подкладка) - основа, основание, носитель, субстанция.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СУБСТРАТ
(Substrat; лат.) — основа, основание, носитель, субстанция, а также сущность.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Субстрат
лат. substratum – основа, подстилающее) – основа всех свойств, связей, взаимодействий и законов действительности.

Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура

Субстрат
(от лат. substratum – основа, подстилающее) – 1) общая основа многообразных явлений; 2) основа общности или сходства однородных явлений.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

СУБСТРАТ
основа чего-либо, в т.ч. и мира в целом. В науке термин «субстрат» используется редко, если же такое случается, то он понимается как вещество и поле.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

СУБСТРАТ
лат. sub — под и stratum — кладка, постройка, сооружение) — основа единства, однородности различных предметов и различных свойств отдельного, единичного предмета, вещи и их совокупности (ср. субстанция).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Субстрат
общая основа многообразных явлений, среда аккумулирования функционирующих (фщ.) единиц того или иного функционального (фн.) уровня иерархической организации материи; основа общности или сходства однородных явлений.

Источник: Тематический глоссарий по философии

Субстрат
в философии понимается как общая материальная основа всех процессов и явлений. Это понятие близко к понятию архе в ранней древнегреческой философии (у Фалеса – это вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь, у Демокрита – атомы).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Субстрат
 (лат. sub — под и stratum — кладка, постройка, сооружение) — материальная основа единства различных свойств отдельного предмета, вещи; материальная основа единства, однородности различных предметов. С. обычно рассматривают как основу особенного или единичного.

Источник: Философский словарь. 1963

Субстрат
от лат. substratum — подкладка, подстилка, основа) — в широком смысле — общая материальная основа всех процессов и явлений, основание, носитель, субстанция; (в биологии) опорный компонент, в том числе питательная среда, на которой обитают животные, растения и микроорганизмы.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Субстрат
(лат. substratum – основа, фундамент) – общая материальная основа явлений; совокупность простых материальных образований, взаимодействие которых обуславливает свойства рассматриваемой системы или процесса.
По характеру и специфике познавательной деятельности, истина имеет формы обыденной, научной, нравственной, художественной, религиозной.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

СУБСТРАТ
категория философии и науки, обозначающая тот фундаментальный вид содержания материальных объектов, к которому в принципе можно свести все многообразное по видимости содержание различных объектов (атомы Демокрита, вода Фалеса, огонь Гераклита, энергия Оствальда, элементарные частицы современной физики, плазма современной физики и Космологии и т. д.). (См. материя, субстанция, редукционизм).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

СУБСТРАТ
(лат. substratum – основа, «подстилка») – носитель свойств предмета; элементарное образование, взаимодействие которого с себе подобными определяет свойства рассматриваемого предмета. Таким С. в различных философских школах могут выступать атомы, особые «элементы мира» (эмпириокритицизм), «энергии». В данном случае понятие С. близко понятию субстанции . Вместе с тем понятие С. часто используют не в философском, а в специально-научном контексте. В физике С. являются атомы, элементарные частицы, поля; в биологии – нуклеиновые кислоты; применительно к обществу можно говорить о человеке как носителе всех особенностей социума. В специальном контексте С. не тождествен субстанции, он является неизменным носителем свойств только по отношению к исследуемой системе.

Источник: Краткий философский словарь.

СУБСТРАТ
(позднелат. substratum — основа, букв. подстилка) — общая основа мн-ва явлений. В общем смысле: С. всех изменений и процессов в мире явл. движущаяся материя. Понятие С. близко к понятию субстанции. С. всех известных физ. процессов явл. элементарные частицы и поля?, фундаментальные взаимодействия к-рых обусловливают физико-хим. формы движения. С. хим. реакций явл. сохраняющие устойчивость атомы. С. биол. процессов в живых организмах служат молекулы нуклеиновых кислот (ДНК и РНК) и белковых веществ как элементарных «единиц» живой материи. С. соц. форм движения явл. человек, целенаправленная деятельность к-рого лежит в основе всех соц. изменений. Материальным С. процессов сбора, переработки и хранения информации явл. сложные техн. системы (напр., ЭВМ). В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

СУБСТРАТ
от позднелат. substratum - основа, подстилка): 1) в химии - вещество, подвергающееся превращению под действием фермента; 2) в биологии - основа (предмет или вещество), к которой прикреплены животные или растительные организмы, а также среда постоянного обитания и развития организмов (например, питательная среда для микроорганизмов); 3) в философии - общая и относительно элементарная основа содержания явлений; строительный материал того или иного структурного уровня бытия либо бытия в целом.
Есть ли у непрестанно изменяющихся явлений постоянная основа? Ставя и решая эту проблему, древнегреческие философы предположили, что все в мире построено из неизменного первоначала - субстрата (например, из "хюле", "материи"). Именно этот "С." первоначально мыслился в категории "содержание" и понимался как тот сплошной и пассивный состав, которому активная форма (эйдос) придает определенность отдельного нечто, вещи. Понятие С. близко к понятию субстанции в пантеистической философии, объясняющей явления природы эманацией (истечением) абсолюта; вместе с тем, в отличие от "субстанции" в С. акцентируется его пассивность и пластичность. "Субстрат - это пассивная субстанция, которая предположила себя" (Гегель. Наука логики. В 3 т. Т. 2. M., 1971, с. 219). Под С. могут подразумевать материю или дух, вещество или отношение. Например, Дж. Беркли считал С. наших ощущений и сознания духовное начало, а Гегель в качестве примеров особенных С. приводил "душу", "мир" и "Бога". Материалисты определяют С. только как материальный носитель либо всех явлений (праматерия, всеобщий С.), либо некоторого класса явлений (специфический С.: физический, химический, биологический или социальный).
С. - непосредственное, неопределенное и устойчивое в сущности; он служит основой единства качества и количества и их перехода друг в друга. Обнаружение С. - первый шаг на пути познания содержания предмета.
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

СУБСТРАТ
от позднелат. substratum - основа, букв.- подстилка), общая материальная основа яв­лений; совокупность относительно простых, качествен­но элементарных материальных образований, взаимо­действие к-рых обусловливает свойства рассматривае­мой системы или процесса. В самом общем смысле С. всех существующих форм изменений и процессов в мире является движущаяся материя. Будучи неисчерпаема и бесконечна в структуре, пространстве и времени, она выступает субстанциальной основой всех свойств, свя­зей, взаимодействий и законов действительности.
Понятие С. близко к понятию субстанции, к-рая традиционно понималась в качестве абс. С. всех из­менений. В метафизич. системах допускалось существо­вание абсолютно неделимого и элементарного С., толкуемого в качестве самого нижнего, фундаментального слоя реальности. В материалистич. учениях подобным С. признавались неделимые атомы, в идеалистич. сис­темах - абс. идея, дух, нематериальная энергия (энергетизм), «элементы мира» (эмпириокритицизм) и т. п.
С. всех известных физич. процессов выступают эле­ментарные частицы и поля, фундаментальные взаимо­действия к-рых (гравитационные, электромагнитные, слабые и сильные) обусловливают физико-химич. фор­мы движения. С. химич. реакций являются атомы, ос­тающиеся устойчивыми при образовании и превраще­ниях различных веществ. С. биологич. процессов в живых организмах служат молекулы нуклеиновых кис­лот (ДНК и РНК) и белковых веществ. выступающие в качестве элементарных «единиц» жизни как формы движения материи. С. социальных форм движения явля­ется человек, целенаправленная деятельность к-рого лежит в основе всех социальных изменений.
Всякий конкретный С. выражает качеств. недели­мость нек-рых материальных объектов и систем по от­ношению к определ. формам движения и процессам. Вместе с тем эти материальные объекты обладают струк­турой, к-рая может проявиться при взаимодействиях большей энергии. Различные виды С. характеризуют качеств. неоднородность в системной организации ма­терии, многообразие структурных уровней в различ­ных формах движения и законах изменения тел.
Теоретич. познание С. различных конкретных про­цессов означает раскрытие их структуры, законов структурных отношений, определение тех материаль­ных объектов, взаимодействие к-рых детерминирует свойства исследуемых явлений.
Восходящее развитие материи на Земле, приведшее к возникновению биосферы и человеч. общества, было связано с усложнением форм материального С. химич., биологич. и социальных форм движения. Благодаря развитию науки и техники созданы сложные технич. системы (напр., ЭВМ), к-рые выполняют функции ма­териального С. для процессов сбора, переработки и син­теза разнообразной информации.
См. также статьи Материя, Субстанция и лит. к ним.

Источник: Советский философский словарь

СУБСТРАТ
от лат. sub — под и stratum — слой, пласт; позднелат. substratum — основа, фундамент) — основа существования, выступающая в качестве всеобщей сущности, неизменных первоначал и принципов, единство всего многообразия существующего. Термин «субстрат» введен схоластами 14 в. для обозначения реальных индивидных объектов (Петр Ауреоли в In Sent. I d, 35, q. 4, a. 1 говорит о сингулярном субстрате). Субстрат нередко отождествляется с понятием материи и субстанции.
В качестве субстрата в раннеантичной философии рассматривались стихии или первоначала: вода у Фалеса, воздух Анаксимена и Диогена Аполлонийского, огонь у Гиппаса и Гераклита, атомы у Демокрита. Платон и Аристотель считают материю (hyle) одним из первопринципов наряду с формой. Становление предполагает, что существует нечто такое, что становится. Аристотелевская «форма.» находится в чем-то «другом», «отличном от нее, т. е. в материальном субстрате» (Met., VII. 2 1937 а29, b3).
В философии Нового времени в качестве субстрата рассматриваются носители, которыми могут выступать веши (субстанции), в чьем существовании нуждаются свойства и отношения (акциденции). При этом субстрат не отождествляется с неким материальным носителем, коль скоро одни акциденции могут выступать в качестве субстрата (носителя) в отношении других.
Локк, анализируя генезис идеи субстанции, считает, что предположение о субстрате связано со склонностью принимать сложные идеи за простые и с допущением существования и возникновения простых идей из некой подосновы (ЛоккДж. Соч., т. 1. M., 1985, с. 345—346), называемой им также субстанцией. Для Беркли субстрат тождествен субъекту. Согласно Беркли, не может существовать немыслящей субстанции или немыслящего субстрата идеи, восприятий и т. д. (Беркли. Соч. М-, 1978, с. 174). Лейбниц подчеркивает, что идея как чего-то поддерживающего простые идеи, на чем они покоятся и из чего они происходят, является метафорической и «ничего не означает». На деле же мы мыслим «несколько предикатов в одном и том же субъекте» (Лейбниц. Соч., т. 1. M., 1983, с. 218—219). Тем самым трактовка субстрата тесно связана с пониманием взаимоотношений первичных и вторичных качеств, простых и сложных идей.
В «Науке логики» Гегеля субстрат — категория, фиксирующая безразличие, неразличенность гомогенного количества (напр., вещества) относительно различных мер измерения (стакан или ведро воды) и образующая переход к сущности (Наука логики, т. 1. М„ 1970, с. 471-476).
В философии Нового времени наряду с критикой понятий субстрата и субстанции существуют и универсалистское и более конкретное понимание субстрата как совокупности относительно простых, качественно элементарных образований, взаимодействие которых и обусловливает свойства вещей и процессов. Так, субстратом химических реакций являются атомы, остающиеся устойчивыми при превращении различных веществ. В философии кон. 19 — нач. 20 в. в развернулась критика понятий субстрата и субстанции за удвоение мира, за эссенциализм и т. д. (феноменализм, неопозитивизм и др.). Субстратный подход, будучи неявно одним из принципов редукционизма, претендует на то, что познание субстрата различных конкретных вещей и процессов, раскрытие их структуры и законов их отношений полностью определяет все свойства и характеристики объектов. Так, в биологии в качестве субстрата различных процессов могут рассматриваться молекулы ДНК и РНК, белковые вещества и т. д. Ясно, что понятие субстрата неадекватно при анализе сложных форм процессов. Так, уже биологические объекты обладают свойствами, не выводимыми из свойств образующего их субстрата. Тем более социальные объекты невозможно редуцировать к физико-химическому субстрату (См. также Субстанция, Субъект}.
А. Ю. Севальников

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
85.14 кб

Системная память живого и социального как субстрат информации

Гринченко Сергей Николаевич
Статья представляет собой текст доклада автора на Пятой международной научной конференции «Фундаментальные основы информационной науки» (FIS-2013), проходившей 21–23 мая 2013 г. в Московском гуманитарном университете.
Читать PDF
5.97 мб

Категории «Внутренние узы» и «Общий субстрат» в учении М. С. Голвалкара о человеке и обществе

Смирнов Максим Георгиевич
Анализируется вопрос формирования категорий в современной индийской социальной философии.
Читать PDF
269.58 кб

Существование и значение: проблема субстрата знаковой функции

Нестеров Александр Юрьевич
Обсуждается гипотеза об отождествлении понятий «существовать» и «быть знаком», формулируется способ семиотического представления плюралистической онтологии и его метафизические следствия, актуальные при анализе понятий «эволюция»
Читать PDF
703.60 кб

Социокультурные аспекты дискуссий о кибернетическом субстрате как этапе глобального проекта бессмерт

Ицков Дмитрий Ильич
Предметом исследования является социокультурный дискурс идей трансгуманизма, акцентируется внимание на проекте кибернетического субстрата как этапе глобального проекта, создающего условия для «бессмертия» личности.