КАРТИНА МИРА

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Картина мира
совокупность мировоззренческих знаний о мире; «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (немецкий философ Ясперс). Различают чувственно-пространственную, духовно-культурную и метафизическую картины мира, а также физическую, биологическую, философскую картины мира.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Картина мира
представления обыденного, религиозного, философского, научного и эстетического сознания, благодаря чему возникает полифонический образ мира. В картине мира доминируют идеи, соответствующие ценностным ориентациям и смыслу жизни человека. Это понятие очень близкое к философскому понятию мировоззрения.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

КАРТИНА МИРА
совокупность представлений о мире, существующая как научные и философские концепции в общественном или индивидуальном сознании. Философская картина мира имеет мировоззренческое основание и выражается как: мифологическоая, религиозная, идеалистическая, материалистическая, космоцентрическея и т.д. картина мира.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

КАРТИНА МИРА
в отличие от мировоззрения совокупность мировоззренческих знаний о мире, "совокупность предметного содержания, которым обладает человек" (Ясперс). Можно выделить чувственно-пространственную картину мира, духовно-культурную, метафизическую. Говорят также о физической, биологической, философской картинах мира (см. Причинно-механическая картина мира, Физическая картина мира).

Источник: Философский энциклопедический словарь

КАРТИНА МИРА
в широком смысле — глобальный, всеохватывающий образ мира или представление о нем, присущее определенной исторической эпохе. В узком смысле — это научная картина мира, основанная на последних достижениях естествознания. Для всякой картины мира характерны изображение мира в целом в его существенных характеристиках. Картина мира призвана помочь человеку определить его место в мире возможности и смысл его существования.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

КАРТИНА МИРА
образ мира, полуосознанное или осознанное представление, являющееся результатом всей деятельности человека, его контактов с окружающей средой, совокупность организованных в некоторую систему всех знаний о мире членами того или иного этноса на соответствующих ступенях развития. Включает в себя все аспекты психической жизни, отношение личности к обществу, к ценностям (свободе, добру и злу, праву и труде, времени, смерти, душе и т.д.). Передается от поколения к поколению и в то же время динамична.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

КАРТИНА МИРА
в широком смысле глобальный, всеохватывающий образ мира или представление о нем, присущее определенной исторической эпохе. В узком смысле это научная картина мира, включающая представления о Вселенной (о живой и неживой природе, об общественной жизни), которые основываются на совокупности научных данных о ней. Для всякой картины мира характерны изображение мира в целом в его существенных характеристиках и описание мира в терминах человеческого языка и знаний. Картина мира призвана помочь человеку определить его место в мире, возможности и смысл его существования.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

КАРТИНА МИРА
(Weltbild) — в отличие от мировоззрения представляет собой приведенную в связность сумму наглядного знания о мире, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (Ясперс). Можно отличать: чувственно-пространственную картину мира, душевнокультурную, метафизическую. Говорят также о физикалистской, биологической, философской картинах мира (см. Причинно-механическая картина мира, Физикалистская картина мира).
О. Feyerabend. Das organolog. W., 1939; E. Schwarz. W. und Weltgesch., 1946; H. Unser. Chemismus des Lebens — Das biolog. W. der Gegenwart, 1948; D. J. Dijksterhuis. Die Mechanisierung des W.s, 1956 (niederl. 1950); K. Heim. Die Wandlungen im naturwiss. W., 1951; H. Precht. Das wiss. W. und seine Grenzen, 1960; K. Löwith. Der Weltbegriff in der neuzeitlichen Philosophie, 1960; G. Dux. Die Logik der W.er, 1981; H. Titze. Die Einheit der Welt, 1985.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Картина мира
понятие, обозначающее сформированную мировоззрением определенной эпохи систему знаний о мире, его причинах, структуре, порядке взаимодействия составных частей, взгляды на природу человека, его место и роль в целостной организации миропорядка. К.Ясперс (философ 20 в.) «картину мира» определил как «совокупность предметного содержания, которым обладает человек в своем сознании». Можно сказать, что это совокупность знаний о мире, соответствующая конкретному мировоззрению: мифологическая картина мира, религиозная (христианская, мусульманская, буддистская и т.д.), философская (метафизическая, теологическая, космоцентрическая, антропоцентрическая, идеалистическая и т.д., в зависимости от того, какие установки положены в основание этой картины мира). Можно говорить о научной картине мира в целом и с точки зрения отдельных ее отраслей (физической, биологической, геохимической и т.д.).

Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.

КАРТИНА МИРА
общие представления о мире, его устройстве, типах объектов и их взаимосвязях. Все картины мира различаются по двум главным основаниям: 1) степени общности и 2) средствам моделирования реальности. По первому основанию классификация картин мира выглядит следующим образом: 1) всеобщая, 2) частная, 3) единичная. Например, всеобщая картина мира науки определенного периода, частно-научная картина мира той или иной науки (физическая, химическая, биологическая и т. д. картина мира, представленная в физике Аристотеля, или в физике Ньютона, или в теории относительности и квантовой механике). По второму основанию различают следующие картины мира: философскую, религиозную, мифологическую, научную, эстетическую. Все указанные выше картины мира «одинаково законны», исторически относительны и изменчивы, взаимодополняют друг друга, демонстрируя возможности различных средств и уровней моделирования реальности. (См. онтология, онтология науки, метатеоретическое знание).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

КАРТИНА МИРА
систематизированное целостное представление о природе, ее фундаментальных законах и свойствах. Естеств. науки закономерно формируют определенную К. м., к-рая апробируется практикой, носит объективный характер и выступает антиподом религ. мировоззрения. К. м. складывается на основе локальных картин природы (физич., химия-, биологич. и др.). Основу К. м. составляют представления науки, лидирующей на данном этапе развития естествознания. Так, первая науч. К. м-, разрушившая ср.-век. религ. К. м., опиралась на механич. понимание природы (Галилей, Ньютон, Ломоносов). К кон. 19 в. ее место заняла электродинамич. картина (Фарадей, Максвелл), обогащенная развитием химии, биологии (Менделеев, Дарвин), а в 20 в. ядро К. м. составила квантоворелятивистская картина природы (Планк, Эйнштейн), обогащенная революц. преобразованиями в астрономии, биологии и др. науках. Совр. естествознание (в первую очередь физика, биология, химия, астрономия), опираясь на диалектико-материали-стич. философию, постоянно развивает и обогащает К. м., углубляя ее науч.-атеистич. содержание.

Источник: Атеистический словарь

КАРТИНА МИРА
это совокупность взаимосвязанных систематизированных представлений об устройстве мира, Вселенной, о месте в ней человека, его познавательных и творческих возможностях. Термин «картина мира» появился благодаря немецкому  физику Г. Герцу, когда он описывал совокупность создаваемых исследователями об объектах внешнего мира. М. Планк уточнил его и дал следующее определение физической картины мира – это «образ мира», формируемый в физической науке и отражающий реальные закономерности природы. Картины мира последовательно сменяли одна другую, начиная с XVII в.: механическая, электромагнитная, релятивистская. Вслед за физической, начали говорить о химической, биологической и т.д. картине. Картина мира, которая складывается из всех  существующих научных представлений о строении и развитии природы называется естественнонаучной картиной мира. Картина мира изменяется в ходе развития культуры. В соответствии с тем, какая форма постижения и восприятия мира является преобладающей, различают религиозную, философскую и научную картины мира.  Современная картина мира является научной, так как соответствующие представления о реальности сформировались в ходе экспериментальных и теоретических исследований, обоснованы и подтверждены.  Основаниями картины мира являются современные философские принципы и подходы. В основе картины мира лежит принцип объяснения мироздания.

Источник: Философия науки и техники: словарь

КАРТИНА МИРА
целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер; формируется в об-ве в рамках исходных мировоззренческих установок. Являясь необходимым моментом жизнедеятельности индивида, К. м. обусловливает специфический способ восприятия мира. Исторически попытки последовательного построения К. м. в осн. были связаны с натурфилософией. В совр. науке осмысление К. м. происходит по линии рефлексии над наукой и в русле культурологического, лингвистического н семиотического анализа коллективного сознания, прежде всего на материале изучения фольклора и мифов. Чаще всего под К. м. имеют в виду научную К. м., под к-рой понимается система общих принципов, понятий, законов и наглядных представлений, формируемая на основе синтеза научных знаний. Научная К. м. — связующее звено-между мировоззрением и фундаментальными специальными формами теоретического освоения действительности. Она выделяет осн. исследуемые объекты, типологизирует и характеризует общие их соотношения. Характер К. м. в значительной мере обусловлен представлениями лидирующей фундаментальной области науки, хотя она, в свою очередь, служит важным элементом интерпретации отдельных теорий и. концепции. Принято выделять 3 разноуровневых типа научной К. м.: 1) общенаучная (объединяющая представления о природе и человеке); 2) естественнонаучная (предстающая как комплекс общих воззрений на природу) и социально-историческая картина действительности (система общих взглядов на об-во); 3) частнонаучные К. м. (являющиеся образами исследуемых отдельных значительных фрагментов действительности — биологической, геологической и т. п.). В настоящее время наиболее разработанной является физическая картина мира. Прогресс в науке сопровождается расширением и углублением границ познания, изменением содержания решаемых задач. Новые факты постепенно начинают приходить в противоречие с принятыми воззрениями и заставляют переосмысливать их. Вызревают радикальные смены одних образов мира другими как в отдельных областях познавательной деятельности, так и на уровне научной К. м. в целом. Важная тенденция в развитии К. м. связана с преодолением исходного антропоцентризма в видении мира за счет качественных преобразований взглядов на мир в трудах Коперника (преодоление геоцентризма), Дарвина (наведение мостов между живой и неживой природой). Совр. научная К. м. определяется синтезом разнообразных областей знания, прежде всего за счет выработки общенаучных эволюционистских концепций, распространяемых и на неживую природу. Эта тенденция уже привела к формированию идей синергетики и глобального эволюционизма. Ныне происходит переход к научной К. м„ отражающей существенную нелинейность мира, расширение представлений о взаимоотношении энергетических и информационных воздействий. Важную роль в формировании совр. К. м. в социально-историческом плане играет новое политическое мышление, представление о взаимосвязи и взаимозависимости, известной целостности мира.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Картина мира
существуют вещи и понятия, которые, в свою очередь, делятся на первичные и вторичные. Вещи - это все то, что существует независимо от познающего субъекта: материя, пространство, время, вселенная (мир), движение. Понятия - это механизм познания мира, детерминированный (определяемый) свойствами познающего субъекта.
Человек в системе познания является понятием первичным - субъект познающий. Весь окружающий мир человек (сознание человека ?) познает исключительно с помощью собственных чувств и интеллекта, таким, каким они его видят (искажают, выделяют цвета и т.п.), все остальное является результатом переработки (упорядочения) этих сигналов в виде информации. Перед философами всегда стоял вопрос о начальной точке отсчета: что есть в мире такого по поводу которого мы можем не сомневаться, что это действительно существует. Декарт сказал: "Мыслю - следовательно, существую". Это действительно то, в чем человек может не сомневаться. Все остальное необходимо подвергать сомнению. Данный тезис тоже подвергают сомнению, вопрос только в том: насколько это конструктивно? Вдумаемся еще раз: для сознания познающего субъекта аппаратом познания мира является он сам, его органы чувств, его интеллект и в системе его познания он является первичным. Опыт других людей и человечества в целом для него вторичен.
Нет субъекта познания - нет и объекта познания. Это очевидно, причем именно с точки зрения материализма, так как без субъекта не существует и само познание. Утверждение о существовании объекта независимо от наличия субъекта при последовательном развитии мысли неминуемо приводит к состоянию, при котором познание начинает существовать без его носителя, то есть к идеализму (в принятой терминологии). Заблуждения материалистов, нападающих на идеалистов, в большинстве случаев заключались в том, что ими опускалась такая вещь, как познание, понятие неотъемлемо входящее первоначально в парные понятия субъект и объект, без которого спор попросту терял смысл, так как происходило произвольное вычленение дискутирующими сторонами рассматриваемых систем. Имеет место обычная "игра слов". Понятия субъект и объект имеют смысл только применительно к феномену познания. В остальных случаях мы имеем дело с явлениями мира, его свойствами и его вещами. В том мире уже нет ни объектов, ни субъектов.
Вещи существуют независимо от познающего субъекта и являются самодостаточными, то есть они или есть или их нет. Понятия определяются особенностями человеческого интеллекта и для правильного понимания картины мира требуют категорированности создания категорий, нужных именно интеллекту в их иерархии. При этом человек "видит и определяет" в мире как те вещи, которые действительно существуют, например, Вселенную, планету, дерево камень, животное, так и те, которых на самом деле нет, но они необходимы ему для более удобного ориентирования в жизни: погода, куча зерна, роща, лес, брат или сестра, экономика, биосфера и т.п.
В общем случае для практической деятельности жесткость категорий не только не требуется, но даже и вредна, так как сковывает мышление и замедляет движение познающего субъекта к истине (что есть она?). С точки зрения наук (философии и др.) и системы образования в особенности, на определенных стадиях их функционирования, жесткость категорий необходима, так как обеспечивает более менее адекватную передачу знания (опыта).
В нашем представлении картина мира такова: существуют пространство и время, заполненные материей (вакуумом, обладающим определенными свойствами, которые необходимо еще изучать и изучать), под действием (влиянием) времени (или чего-то иного) в материи возникают или исчезают напряжения, волны (в том числе и стоячие) - появляются поля и вещество, (простые системы) обладающие определенными свойствами. Вещество и поля принимают все возможные состояния и создают большое количество сложных систем, обладающих еще большим количеством свойств (и состояний). Одним из этих свойств является влияние предшествующего состояния области пространства на ее будущее состояние (причинно-следственная связь), что является основой всех информационных процессов - прототипом памяти. Поскольку вещество и поля принимают все возможные состояния, то во Вселенной существуют области, где связи между предшествующими и последующими состояниями на микро- и макроуровнях достаточно устойчивы - имеет место "опережающее отражение действительности" в устойчивом структурированном мире, области, где существуют информационные системы. Дальнейшее изменение структуры мира в этих областях (в нашем случае на планете Земля) происходит уже под действием этих информационных систем, начинается их совместная эволюция (пространства и информационных систем) - возникает жизнь.
Ассоциативный блок.
Первоначально жизнь возникает в микромире.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

КАРТИНА МИРА
в широком смысле присущее человеку обобщенное представление о мироздании, содержащее наиболее важные результаты его познавательной, практической и социальной деятельности, а также организованная определенным образом рационализированная система знаний об объективном мире. Всеобъемлющее значение К. м. зависит от степени ее соответствия реальным очертаниям и процессам и ее способности создавать наиболее благоприятные предпосылки для ориентации человека в действительности и его целенаправленной жизнедеятельности. Поэтому в теории и истории культуры принято употреблять такие понятия, как мифологическая К. м., религиозная К. м., которые были запечатлены в сознании людей на ранних этапах истории человечества, в то время как становление капиталистической цивилизации связывается с развитием научной К. м. Поэтому понятия о К. м. могут различаться в зависимости от объекта отражения или определяться особенностями сознания, характера и психологии человека как представителя эпохи, страны, культуры, нации или профессиональной группы. К. м. как явление культуры не просто объективно отражает реальность в ее сущностных проявлениях и связях, но благодаря активности человека обретает духовное, нравственное и ценностное значение, что выражает разнообразие его отношений к миру. Как явление культуры и человеческого сознания, К. м. существует, может быть передана и усвоена в системе знаний, норм, образцов и знаков в различных отраслях науки, в художественных произведениях и верованиях, в языке. Таким образом, в сознании отдельного человека К. м. может существовать как некая разновидность виртуальной реальности. В современной философии ранней предпосылкой дальнейшего развития представлений о реальности как К. м. признается учение древнегреческого мыслителя Платона (428/427— 347) об эйдосах (видах, обликах), в которых раскрывается в сознании человека идеальная сущность действительности. В нач. ХХ в. проблема К. м. была поднята О. Шпенглером (1880—1936) в первом томе его труда «Закат Европы» (1918). Для Шпенглера было исходным утверждение о том, что «история — это образ, при помощи которого воображение человека стремится почерпнуть понимание живого бытия мира по отношению к собственной жизни». Не принимая традиционную историческую науку как набор отрывочных сведений о прошлом, а саму историю как линейнообразную внешнюю схему перехода от прошлого к настоящему, Шпенглер предложил разграничивать научную К. природы — упорядоченную систему естественных законов — и историю, которая для современного человека может существовать только как «некоторая излучаемая отдельным индивидуумом К. м., в которой становление владычествует над ставшим». Для каждого человека «его мир есть осуществление духовной стихии», и историческая К. м., с точки зрения Шпенглера, обязательно требует «поэтического творчества», использования различных видов художественного освоения жизненного материала. Эта К. м. представляет собой особую разновидность неточного знания, для которого «каждая греческая статуя есть образ настоящей минуты». Свой вклад в современную трактовку проблем К. м. внес один из видных представителей европейского экзистенциализма М. Хайдеггер (1889—1976). Называя К. м. «полотном сущего в целом», он утверждал, что мир становится картиной только в Новое время, когда развивается индивидуализм и человек становится субъектом культуры. Создание К. м. означает, что весь этот мир отныне переходит в компетенцию человека, становится объектом приложения его способностей и сферой его деятельности. Именно потому, что в результате все стороны жизни превращаются в точку отсчета для собственно человеческой оценки окружающей действительности, «наблюдение мира и наука о мире превращаются в науку о человеке», т.е. в гуманизм. Проблема К. м. ставится в связи с оценкой места и значения массовой культуры для современного человека. В частности, речь идет не только о процессах массовизации и стандартизации сознания людей, но и о возможностях для отдельного человека формировать собственную К. м. в условиях, когда массовая культура приобрела характер «клип-культуры» (Э. Тоффлер). Через средства массовой коммуникации и электронные информационные системы огромный поток сведений, новостей и образов обрушивается на человека в виде разрозненных, несистематизированных фрагментов и аудиовизуальных «кадров» и роликов. В этих условиях «мы не получаем готовую ментальную модель реальности, мы вынуждены постоянно формировать ее и переформировывать» (Э. Тоффлер). Эти процессы позволяют современному человеку создавать и обновлять свою собственную индивидуальную К. м., открывая для него новые возможности для творческой деятельности. В целом для философской мысли ХХ в. понятие К. м. имеет актуальность благодаря постановке проблемы соотношения между реальностью и системой представлений о ней, характеризующих культурное сознание людей определенной эпохи как самостоятельное и самобытное явление.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
75.09 кб

Картина мира

Погорский Эдуард Константинович
В статье анализируется понятие «картина мира» в аспекте социальной философии.
Читать PDF
1.65 мб

Медиа-картина мира

Ирина Владимировна Рогозина
Читать PDF
24.00 кб

Язык и картина мира

Никифоров А.Л.
Читать PDF
477.82 кб

Научная картина мира

А. В. Маслихин
Научная картина мира имеет свои этапы развития: классическая, неклассическая и постнеклассическая картины мира. Классическая картина мира относится к Новому времени (XVII в.) – это была система мышления, основанная на идеях Р.
Читать PDF
940.74 кб

Логика и картина мира

Туребаев Дастан Арыстанович, Веракса Николай Евгеньевич
Целью исследования является изучение связи логики и картины мира.
Читать PDF
311.99 кб

Обыденная картина мира

Маслихин А.В.
Читать PDF
602.36 кб

О сказочной картине мира

Даниленко Валерий Петрович
В основе сказочной картины мира, как и любой другой, лежит универсальная модель универсума, которая включает в себя физическую природу, живую природу, психику и культуру.
Читать PDF
227.04 кб

Философская картина мира

А. В. Маслихин
В философии органически соединены два начала – научно-теоретическое и практическидуховное.
Читать PDF
563.42 кб

О пословичной картине мира

Даниленко Валерий Петрович
В основе пословичной картины мира, как и любой другой, лежит универсальная модель универсума, которая включает в себя физическую природу, живую природу, психику и культуру.
Читать PDF
1.02 мб

Экологическая картина мира

Данилова В. С., Кожевников Н. Н.
Рассмотрены основания экологической картины мира, основные концепции и их философские обобщения. Подчеркнуто значение глобальной и «глубинной» экологии.
Читать PDF
447.65 кб

Картина мира или онтология?

Рахматуллин Рафаэль Юсупович
В статье исследуется содержание понятий «картина мира» и «онтология». Под картиной мира понимается предметная сторона мировоззрения, а под онтологией философская рефлексия над картиной мира.
Читать PDF
455.75 кб

Картина мира в Палее Толковой

Мильков В.В.
В Палее Толковой мастерски соединено объяснение концептуальных оснований мироустройства с детальным истолкованием сущности сфер бытия.
Читать PDF
364.53 кб

Что рисуют нам «картины мира»?

Никитин Михаил Васильевич
В статье рассматриваются воображаемые ментальные миры в соответствии с гипотезой Уорфа о том, что они обусловливаются языком как формой.
Читать PDF
314.35 кб

Понятие визуальной картины мира

Воронцова Елена
Картину мира можно трактовать как ментальную репрезентацию культуры.
Читать PDF
606.74 кб

Культурологические картины мира

Кожевников Н. Н.

Похожие термины:

  • НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

    системная совокупность знаний о мире, включающая в себя наиболее важные научные теории, гипотезы, факты в их взаимосвязи.
  • ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

    модель природы, разработанная на основе физики. В своем развитии ФКМ прошла ряд этапов (в зависимости от основополагающих филос. идей и физ. теорий, положенных в ее основу): КМД — картина мира древн
  • КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА

    система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем. Результат специфического видения мира, в котором обитает человек.  
  • РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНА МИРА

    совокупность наиболее общих рслиг. представлений о мире, его происхождении, строении и будущем, важный элемент рслиг. мировоззрения. Р. к. м. в определенной форме присуща всем религиям, детально раз
  • ТЕХНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

    это система законов, категорий и принципов,  дающих  обобщенное  представление  об  объектах  техники  и  технических процессах.
  • ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

    категория, недостаточно разработанная в науч. литре. Отсюда ее разл. понимание — от формы выражения закономерностей развития геосреды (Култашев) до отождествления ее содержания со всей совокупно
  • Категориальная картина мира

    философски отрефлектированный целостный образ мира в культуре определенного типа. Картина мира может иметь разные формы: мифологическая, художественная, религиозная, научная. Задача философии –
  • ФИЗИКАЛИСТСКАЯ КАРТИНА МИРА

    (physikalisches Weltbild) — представление о мире и мировых процессах, выработанное физикой на основе эмпирического исследования и теоретического осмысления. Физикалистская картина мира следует за ходом ра
  • Механистическая картина мира

    представление о мире как о гигантском механизме, законы функционирования которого адекватно описываются законами классической механики. Такая картина мира сформировалась в рамках классической
  • ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

    (geozentrisch; от греч. ge — «земля» и лат. centrum — «центр») — картина мира, согласно которой Земля есть центр мира, характерна, например, для системы Птолемея, средневекового, христианского мировоззрения. С
  • ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

    от греч. Helios - Солнце и лат. centrum - центр) - коперниковская (см. Коперник) картина мира, согласно которой Солнце находится в центре мира.
  • Единство физической картины мира

    «ЕДИНСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА» — доклад, прочитанный М. Планком на собрании естественнонаучного факультета студенческой корпорации Лейденского университета и напечатанный в 1909.         В п
  • ПРИЧИННО-МЕХАНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

    представление о мире, согласно которому все явления вызываются причинами и оцениваются в соответствии с законами классической механики (законами динамики Ньютона). С появлением квантовой механи
  • ДИАЛЕКТИКА В МЕХАНИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА

    В Новое время заявила о себе новая форма теоретической деятельности—наука, т. е. деятельность, цель которой— не обыденно-эмпирическое, но собственно теоретическое знание об инвариантах природны