МОЛИТВА

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МОЛИТВА
установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым; моление, обращенное к Богу, к святым.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

МОЛИТВА
1) обращение религиозного человека к Богу и прочим сверхъестественным силам, прославляющее их, а также содержащее всевозможные прошения о ниспослании блага и отвращении зла; 2) разработанный и утвержденный церковью или какой-либо конфессии текст такого обращения.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Молитва
Беседа с Богом, обычно в виде просьбы. Спрашивается, зачем говорить с Богом, если он и так все знает? И зачем просить его о чем‑то, если он лучше нас знает, что нам надо? Молчание выглядит намного достойнее, а по эффективности не отличается от молитвы.
Мне возразят, что любимому человеку мы тоже говорим о том, что он и так прекрасно знает, но ему приятно услышать это еще раз. Верно, но любимый человек хочет снова и снова убеждаться, что он любим и желанен. Это уже не молитва, а ласка. Но разве смеем мы ласкать Бога?

Источник: Философский словарь.

Молитва
обращение священника либо самого верующего к богу, к сверхъестественным силам с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла. М. — непременная часть всякого религ. культа, обязательный атрибут обрядов, богослужений или церк. праздников. Ее истоки лежат в глубокой древности, в наивной вере наших далеких предков в магич. силу слова, с помощью к-рого можно якобы воздействовать на сверхъестественные силы. М. есть не что иное, как разновидность колдовства, и восходит к первобытным магич. заклинаниям. М. всегда использовалась и используется сейчас церковниками как важное средство воздействия на верующих с целью возбуждения и закрепления религ. представлений.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

МОЛИТВА

- важная часто духовной жизни верующего человека, его связь с Богом, индивидуально-личная или же в сообществе других верующих, нередко излияние души, предстающей перед Богом с открытым сердцем, в благоговении, доверии, надежде и любви. По существу спонтанна, но может до некоторой степени структурироваться и направляться в культе и обряде. В молитве Богу воздается честь, слава и благодарение, могут быть также и прошения. Прошение не означает, что молящийся рассчитывает на радикальное изменение воли Божией, но высказывается надежда на то, что может быть изменен способ реализации Его воли, одной и той же по существу. Молитва опирается, в библейском понимании, на Завет между Богом и человеком, а в христианстве - на искупительную жертву Иисуса Христа. Отношения с Богом в молитве - не рабские, а сыновние, дружеские, доверительные, при условии, если молящийся относится к Завету и жертве самым серьезным образом. Молитва - не уход от мира, не витание в высших сферах, а желание лучше войти в жизненные дела и проблемы под знаком Его воли и Его замысла. Молитва - средство примирения с Богом, источник богопознания, познания путей Божиих в мире и достижения внутреннего мира. Высшими видами молитвы нередко называют медитацию и созерцание, хотя немало духовных наставников предпочитают говорить о них как об аспектах молитвы, а не ее видах.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

МОЛИТВА
Диалог человека с Богом, осуществляющийся в трех родах: прошение, благодарение и хвала. Можно добавить и четвертый – плач. Также молитва определяется как вознесение ума и сердца к Богу или хождение перед Богом. Цель молитвы – приобщение к Господу и достижение готовности и способности исполнять его волю.
“Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; середина же ее – в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим или помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу” (28: 19). “Нельзя словами научиться зрению, ибо это есть природная способность; так и благолепие молитвы нельзя познать от одного учения” (28: 64). Молитва должна быть тайной, краткой, регулярной, немногословной, полной доверия к Богу и веры в то, что тебя слышат. «Вера – крыло молитвы… Вера есть несокрушимая крепость души, никакими благословными беспокойствами неколеблемая. Верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Него все, чего просит», – писал Иоанн Лествичник (27: 68).
Православие придерживается для молитвы определенных часов: утром, вечером, перед едой и после нее, а кроме того, рекомендуется не расставаться в течение всего дня с краткой молитвой Иисусовой. Домашняя молитва отличается от церковной, ибо именно индивидуальность и неповторимость обогащает молитву, наполняет ее красотой и легкостью. В храме надо молиться вместе, вместе обретая общение и единство с Богом.
Молитва в притворе или вне храма называется лития (от греч. lite – молитва). Она обычно выполняется священником для благословения хлеба, пшеницы, вина и елея, когда верующие вкушают благословенную пищу и получают помазание елеем, как знак милости и благодати. Лития, совершаемая вне храма в виде процессии с иконами и крестами, возглавляемой священнослужителями, освящающими по пути дома, воду, воздух и землю называется крестным ходом.
Церковные службы предназначены не для безмолвной молитвы, и если человек хочет молиться только в тишине своего сердца, для этого не обязательно ходить в храм. Молитва в тишине своего сердца – великая сила. Все Божьи добродетели и качества приходят к православному, прежде всего, через молитву. Как сказал Феофан Затворник, “молитва – проба всего; молитва – и источник всего; молитва – и двигатель всего; молитва – и направитель всего”. В молитве просится обо всем, что можно просить во имя Христово – что свято, безгрешно и хорошо. Но церковь предостерегает от длинных, настойчивых и слишком конкретных требований в молитве. В гл. 6 «Евангелия от Матфея» Иисус так поучал народ с горы Елеонской: “И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.” (Мф. 6: 5–6).

Источник: Православие. Основные понятия.

МОЛИТВА
обращение верующих с просьбами или жалобами к созданным религ. фантазией сверхъестеств. силам (духам, богам и т. п.); существенная часть церк. богослужения и вообще всякого религ. культа. М. сложились на основе первобытных магич. заговоров и заклинаний, к-рые были связаны с верой в возможность воздействовать на сверхъестеств. силы словом. М. в буддизме, иудаизме, христианстве, исламе ничем существенным не отличается от этих древнейших приемов воздействия на богов и в своей основе сохраняет колдовской характер. Духовенство всех религий приписывает М. чудодейств. силу, утверждая, что с помощью М. верующий может «общаться с богом» и заставлять его («вечного, всеведущего и неизменяемого») изменять свою волю. По учению правосл. церкви, напр., молитвы за «душу» умершего в течение 40 дней после смерти человека могут избавить его от ада. Магич. предназначение М. подтверждается тем, что особенно важной считается ее форма. Во мн. религиях существуют жесткие правила исполнения ее: запреты менять последовательность слов в М., пропускать в ней отдельные слова, допускать обмолвки и запинки и т. д. Значение М. как колдовского заговора обнаруживается еще и в том, что во мн. религиях она должна произноситься на языке, переставшем быть разговорным (в иудаизме - на др.-еврейском, в католицизме - на латинском, в русском православии - на церк.-славянском, в исламе - на ст.-арабском). Во всех религиях большое место занимают ритуальные действия во время М. (омовения, коленопреклонения, поясные и земные поклоны, воздевание рук, закрывание глаз и т. п.). Напр., у мусульман загрязнение тела дает основание считать М. недействительной. Внешняя ритуальная сторона М. отходит на второй план в религиях бурж. типа (протестантские секты и церкви), но и здесь магич. характер М. проявляется в разных предписаниях, несоблюдение к-рых, с т. зр. церковников, лишает М. якобы свойственной ей силы. Так, у баптистов выдвигается требование молиться «определенно, четко и ясно», но перегружать М. просьбами, не допуская «эгоистич. помыслов», и т. д. По учению духовенства, сила М. возрастает по мере ее повторения. Мусульманину вменено в обязанность молиться 5 раз в сутки, иудею - 3 раза. Баптисты считают, что верующий должен обращаться к богу «в любой момент и на всяком месте». Тенденция увеличить количество М. обусловлена стремлением духовенства постоянно держать верующих под своим влиянием. Иногда эта тенденция приводит даже к своеобр. «механизации» М. (перебирание чегок у мусульман и католиков; поворачивание молитв, «колес» и «мельниц» - хурдэ - у ламаитов). Реакц. сущность М. состоит в том, что посредством нее служители культа воспитывают у верующих чувство бессилия, навязывают людям сознание «греховности», «ничтожества» и мистич. настроение. Обращение к М. в поисках утешения, помощи и «спасения» уродует психику человека, способствует его превращению в набожного фанатика. Помимо этого в эксплуатат. обществе церк. М. прямо направляется на освящение и укрепление власти господств. классов. Так, русская правосл. церковь до 1917 принуждала верующих к М. за здравие царя И его семьи. Э. Г, Филимонов

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

МОЛИТВА
обращение человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам. Молитва является элементом религиозного культа и индивидуальной религиозности, как таковая она характерна для всех религий. Молитва имеет место там, где налицо сознание или чувство зависимости человека от высшей по отношению к нему бытийной инстанции, обладающей личностными или квазиличностными чертами, т. е. способной внимать человеку и реагировать на его молитвенное обращение. В отличие от магических заклинаний, в теистических религиях, исповедующих личного Бога-Творца, любящего свое творение, молитва является способом установить контакт с Богом, вступить с ним в общение. Основные типы или аспекты молитвы: поклонение Богу как Высшему Существу, от которого в конечном счете зависит духовная судьба человека; благодарение — за дар жизни, ее блага, а также за водительство Божие; покаяние в грехах и отступлении от указанного Богом пути; прошения, касающиеся каких-либо сторон человеческой жизни, а также божественной милости и благоволения в целом.
В христианстве, как и в ряде других религий, молитва является сердцевиной религиозной практики: через молитву человек выражает свою веру, которая т. о., будучи мировоззренческой установкой, становится выражением отношения кличному Богу. В этом смысле.она есть актуализация доверия и верности, без которых невозможны межличностные отношения, стремящиеся не к противостоянию, а к взаимопониманию, согласию и любви. Как правило, молитва имеет словесное выражение (канонические молитвословия или свободная молитва «своими словами»), однако она не тождественна произнесению некоторой формулы или текста: молитва предполагает прежде всего интенцию, т. е. душевное и умственное движение, цель которого — достижение открытости Богу и готовности воспринять его ответное воздействие. Будучи не только обращенной к Богу «внутренней речью», но и выражением глубокого религиозного переживания, молитва может принимать различные формы: речитатива, песни, плача, танца или молитвенного молчания. Общая, или общественная, молитва совершается во время богослужения, в присутствии религиозной общины и от лица всех ее членов. В христианской литургии наиболее важное место занимают исповедание веры (произнесение Символа веры) и евхаристическая («благодарственная») молитва, во время которой происходит «претворение хлеба и вина в Плоть и Кровь Христа»; молитва сопровождает совершение всех церковных таинств, священнодействий и обрядов. Индивидуальная молитва состоит в произнесении специальных молитвенных текстов, предназначенных для разного времени дня (напр., молитвы правоверного мусульманина), или частом повторении кратких молитвенных формул (напр., «Иисусова молитва» в христианстве: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного»). Молитва может сопровождаться особыми жестами (поклоны, коленопреклонения, воздевание рук и т. д.); иногда она требует определенной позы (стоя, сидя, на коленях, распростершись ниц). Молитва может произноситься громко или шепотом, а также безмолвно, в уме («умная молитва», распространенная в христианской монашеской практике). Требования к положению тела во время молитвы призваны способствовать созданию особого душевного настроения и выражать духовноматериальное единство человеческого существа. В мистикоаскетической традиции христианства молитва понимается как главное «духовное делание», а описанию ее правил и внутренних законов посвящена огромная литература. Молитва подвижника в пределе должна стать непрестанной и достичь своей высшей, «созерцательной», степени. Согласно восточноправославной традиции, во время безмолвной молитвы внутренним усилием «ум сводится в сердце», чем достигается состояние максимальной сосредоточенности. В западнохристианской (католической) традиции существует молитвенная практика, в которой активно используется воображение (напр., переживание страданий Христа). Христианская молитва отлична от медитации — сосредоточенного духовного размышления на религиозные темы. Вместе с тем, несмотря на то что медитация остается в рамках рефлексивного опыта, тогда как молитва направлена к Богу как собеседнику — Другому, трудно провести четкую границу между этими формами религиозной практики.
А. И. Кырлежев

Источник: Новая философская энциклопедия

МОЛИТВА
обращение верующего или священнослужителя к сверхъестественным силам, к Богу с просьбой о ниспослании милости и отвращении зла, с хвалой или благодарностью. В тайне молитвенного делания устанавливается глубокое единство, когда Бог и человек объединяются одной волей и одной жизнью. М. всегда есть акт личного общения с Богом.
Ее истоки – в языческой теургии, в магических заклинаниях и вере во всесилие изреченного слова. Первоначально произносимые М. не имели точно установленных формул: содержание просьбы, хвалы допускало импровизационность в форме обращения. В период первого изгнания иудеев (до прихода Спасителя) были установлены обязательные правила для свершения М. Из иудаизма внешняя форма молений перешла в христианство: совершение М. стоя, коленопреклонения, воздевание рук и т. п. Постепенно на основании учения Спасителя и апостолов вырабатывается молитвенный канон и единообразный порядок свершения молений. Дается обоснование необходимости молитвенного делания.
Христианская теология говорит, что крещение как первый акт веры человека есть только залог, антиципация, «предожидание» жизни вечной, открывающее спектр возможностей. Но в окончательной форме спасение каждого должно быть приобретено, оно должно стать личной реальностью каждого, кто поверил в совершенного человека Иисуса Христа, и всех, кто в Нём и с Ним, отвечая на Его призыв, входит в таинственное общение, обращаясь в М. к Господу «Отче Наш!» Поскольку мистика христианства безобразна (Бог есть форма форм, образ образов), постольку в М. категорически исключается боговоображение вообще и в частности по образу и подобию человека. Соответственно этому в молитвенной жизни главным средством является призываемое имя Божие.
Ценность и главная сила М. в том, что она приводит христианина к основной цели, которая есть стяжание Духа Святого как высшей жизни, открывающейся в пределах земной человеческой жизни. Об этом в Евангелии сказано: «Царство Божие внутри вас есть», на пути к этому христианин проходит (должен пройти) долгий путь очищения и одухотворения. Низший и самый распространенный путь молитвенных обращений – как бы напоминание Богу всего того, что Он должен был сделать и не сделал. Такое домогательство земных благ есть просьбы нищего, протягивающего руку за подаянием. Между тем святоотеческое богословие повторяет, что человек есть «царский сын». Он вызван в этот мир, чтобы, осуществляя человечность, стать человекобогом. Поэтому не надо сводить свое существование к домогательствам мирского, земного. Во имя осуществления полноты внутренней жизни человеку надо просить духовной помощи и очищения от желаний, затемняющих его богосыновнюю сущность и уводящих от главной цели.
В аскетике говорится об опасностях «похоти плоти» (гедонизм), «похоти очей» (желание «иметь»), «гордыни житейской» (эгоцентризм). Борьба с «похотью мира» в христианстве есть один из элементов молитвенного «вхождения в себя», в свое собственно человеческое. И в этом смысле человек должен иметь дерзновение, внутренние силы осудить зло в себе, а потом – зло в мире. Но это подразумевает высокую степень самосознания. Хорошие дела для христианства не критерий позитивности человека. Добро не высказуемо, оно не «формульно», оно есть выражение связи человека с Богом. Выявление этой связи и есть «умное делание» себя как творческое решение личной «сверхзадачи» молитвенного обращения к Богу. Хотя весь мир – поле деятельности человека, путь его начинается с собственного «сердца». Перестав просить о земном, человек освобождается для М. благоговения, вопрошания, созерцания Бога в природе и человеке.
Христианство говорит о том, что увидеть человека в нём же самом – значит в какой-то мере увидеть образ Божий, икону, но поврежденную, испорченную, оскверненную злобой, суетными страстями. Но в тот момент, когда человек отрешается от себя и видит другого, только тогда он становится способен видеть собственно человеческое и, может быть, неосознанно приобщается к тайне общности человеческой, к богочеловеческой жизни. На этой ступени молитвенного делания происходит глубинная перестройка сознания, или, говоря языком аскетики, «трезвление ума», когда, перестав просить о земном, отодвинув мирские заботы, человек освобождается и для М. высшей степени духовности – М. покаяния, смирения, предания себя на волю Божью, М. любви, надежды и покоя. В этот момент преодолеваются не только земные заботы, но и слова, чувства, страсти, образы. Поэтому самое важное в молитвенном делании в православии составляет так называемая Иисусова молитва: «Господи Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Эта М., повторяемая без счета, вместе с определенной техникой произнесения входит как необходимый элемент в монашеское правило; ею могут заменять и богослужение, и другие молитвенные правила. Имя Иисуса в ней имеет силу присутствия Бога. Действие Иисусовой М. описывали в разных проявлениях последователи Григория Паламы . Они свидетельствовали, что видели свет Христов и почитали этот свет Фаворским светом, как это и было подтверждено Вселенскими соборами XIV в. в Константинополе. В русском православии свидетельством мистических видений, «слепящей мглы» Фаворского света является «молитва в красках» – иконопись Феофана Грека в Новгороде.

Источник: Краткий философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
136.81 кб

Феноменология молитвы: примитивная молитва

Пылаев М. А.
Ставя вопрос о феноменологическом описании сущности молитвы, о ноэматических законах, управляющих религиозным актом, автор статьи пытается реконструировать типы религиозной интенциональности на материале примитивной молитвы, а так
Читать PDF
639.73 кб

Молитва или медитация: прилоги антикультуры

Миронова М. Н.
В статье анализируется одно из новых «духовных» учений с точки зрения христианской антропологии и православно ориентированной психологии.
Читать PDF
257.42 кб

Философствование и молитвенное делание как способы постижения мира

Лагунов Алексей Александрович
В статье рассматривается сходство состояний декартовой медитации и молитвенного бодрствования, одинаково ведущих познающего субъекта соответственно к «интеллектуальной интуиции» или к откровению, позволяющим ему выйти за пределы э
Читать PDF
337.70 кб

Познавательный аспект культа и молитвы в учении Гегеля

Смелова Нонна Евгеньевна
Делается попытка определить условия, при которых можно говорить о познавательном аспекте молитвы в учении Гегеля. Для выявления такого подхода автор останавливается на общих положениях учения Гегеля и толковании этого учения А.
Читать PDF
99.29 кб

Транссубъективный характер опыта молитвы (С. Булгаков и И. Ильин)

Смелова Нонна Евгеньевна
Существуют разные подходы к трактовке религиозного опыта. Часть философов подчеркивают его субъективный характер, зависимость от субъективных состояний, эмоций и впечатлений верующего человека.

Похожие термины:

  • Вечерняя молитва, Вечерняя служба

    (Evening Prayer, Evensong). В Англиканской церкви вечерняя молитва и вечерняя служба означают одно и то же и относятся к вечернему богослужению, к-рое повторяют или поют ежедневно в течение года. Эта служба ел
  • МОЛИТВА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

    “Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших”. А также: “Достойно есть, яко воистину, блаж
  • МОЛИТВА ГОСПОДНЯ (ОТЧЕ НАШ…)

    Эту молитву предлагает сам Иисус Христос в так называемой Нагорной проповеди: “А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь
  • МОЛИТВА ИИСУСОВА

    Краткая молитва Иисуcy Христу: «Господи Иисусе Христе, Боже наш (или Сыне Божий); помилуй мя грешного».
  • МОЛИТВА ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ

    “Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради”.
  • МОЛИТВА ПРОСИТЕЛЬНАЯ

    Эта молитва может приноситься за всякий дар ради спасения других: о любом благословении как для тела, так и для души, о вдохновении и вразумлении, об исцелении и спасении. Все, что человек может попр
  • МОЛИТВА СВЯТОМУ ДУХУ

    Всякая христианская молитва должна быть молитвой в духе, ибо молитва не является одиноким воплем человека к далекому Богу, а уже предполагает пребывание человека в Св. Духе. И эта молитва – единст
  • Заамвонная молитва

    Читается в православной церкви в самом конце литургии, пред «отпустом». «Заамвонною» она называется потому, что для произнесения ее священник сходит с предалтарного возвышения, крайний выступ ко
  • МОЛИТВА СВЯТОМУ КРЕСТУ ГОСПОДНЮ

    “Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивные даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство”.
  • ВЕЛИКОПОСТНАЯ МОЛИТВА СВ. ЕФРЕМА СИРИНА

    “Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему (рабе Твоей). Ей, Господи Ца
  • Стояние на молитве

    Стояние – самое естественное положение верующих при богослужении. Такое положение вполне сообразно с величием существа Божия, пред которым предстоят со страхом и трепетом архангелы и ангелы (Ис.
  • Молитвослов

    Одна из богослужебных книг, относящаяся к частному богослужению и содержащая в себе, главным образом, извлечение из книг, употребляемых при общественном богослужении. Молитвослов содержит в себе
  • НЕДЕЛЯ МОЛИТВ О ХРИСТИАНСКОМ ЕДИНСТВЕ

    церк. служба, совершаемая в храмах РПЦ с санкции патриарха и синода в промежутке между 18 и 25 января. Введена по инициативе Всемирного совета церквей, поддержанной Ватиканом. Проводится правосл. епи
  • МОЛИТВЕННАЯ МЕЛЬНИЦА

    монг. «хурдэ») - в ламаизме -полый цилиндр, в к-рый закладываются молитв, тексты. М. м. бывают размером от нескольких сантиметров до нескольких метров. Один оборот М. м. равнозначен прочтению всех текс
  • ФЛАГИ МОЛИТВЕННЫЕ

    небольшой кусок ткани (чаще всего белого или желтого цвета), в центре к-рого изображен конь, несущий на спине к.-л. будд. символ (обычно драгоц. камень чандмань—символ будд. учения); на углах куска тка
  • Молитвы

    Составляют неизменную принадлежность всякого религиозного культа. В христианстве различают молитву, совершаемую без слов и др. внешних знаков – одним умом и сердцем (молитва внутренняя, духовная