АБДУКЦИЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Абдукция
способ рассуждения от имеющихся данных к гипотезе, которая оценивает или объясняет их лучше, чем другие альтернативные гипотезы. Например, абдукцией пользуется врач, выставляя диагноз в соответствии с имеющимися симптомами, или следователь, разыскивающий преступника на основе улик. Для построения объяснительной гипотезы в науке абдукцию впервые стал применять американский философ Ч.С. Пирс.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

АБДУКЦИЯ
операция перехода от фактов к гипотезе: 1) наблюдаются факты Сi; 2) если бы имела место гипотеза Н, то она непротиворечиво объясняла бы Сi; 3) следовательно, есть основания предполагать, что именно гипотеза Н позволяет непротиворечиво объяснить Сi. Проблематика А. как перехода от фактов к гипотезам впервые была разработана Ч. С. Пирсом. В наше время она получила дальнейшее развитие в трудах Н. Р. Хэнсона, Т. Никлза и ряда других авторов. См. дедукция, индукция.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

АБДУКЦИЯ
(Abduktion) — форма умозаключения (см. Дедукция) наряду с недедуктивной индукцией; впервые описана Ч. Пирсом в его сочинении «On the natural classification of argumente» [«О естественной классификации аргументов»]. Позволяет сделать логический вывод (conclusio) и сформулировать правило (большая посылка) на основе данного случая (меньшая посылка), т. е. высказать суждение о результате действия на причину. Абдукция — составная часть всякого процесса научного образования гипотез.
J. V. Kempski. С. S. Peirce u. der Pragmatismus, 1952; J. Habermas. Erkenntnis и. Interesse, 1968; K. T. Fann. Peirce’s Theory of A., Den Haag, 1970; K.-O. Apel. Der Denkweg des C. S. Peirce, 1975.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

АБДУКЦИЯ
от греч. приведение) – метод поиска объяснительных гипотез, дополняющий общелогические методы индукции и дедукции. Он был предложен основателем прагматизма Ч. Пирсом. Если индукция (метод проверки имеющихся гипотез и теорий: рассматривает теории, измеряя степень их согласия с фактом) не может создать какой-либо идеи, то это может сделать дедукция. Однако все идеи науки возникают посредством абдукции, суть которой заключается в исследовании фактов и построении теории, объясняющей их. Абдукция обращается к фактам, но не для того, чтобы их сравнивать и обобщать, а для того, чтобы на их основе сформулировать гипотезу. Если гипотетико-дедуктивный метод начинается с заранее заданной  гипотезы,  а затем из нее выводится следствия, которые подвергаются проверке на истинность, то абдукция начинается с анализа и точной оценки установленных фактов, после чего выбирается гипотеза для их объяснения. Пирс формулирует методологические требования к абдуктивным гипотезам:1) они должны объяснять как эмпирически наблюдаемые факты, так и факты, которые непосредственно не  наблюдаются и проверяются косвенным путем; 2) они должны подтверждаться не только наблюдаемыми фактами, но и вновь выявленными.

Источник: Философия науки и техники: словарь

АБДУКЦИЯ
abduction - буквально "похищение", "умыкание") - выведение понятия из того категориального ряда, в котором оно закреплено традицией, и перенесение его в другие, множественные, расходящиеся ряды понятий. Этот термин был введен Чарлзом Пирсом для обозначения логики гипотетического мышления. Например, название или метод научной дисциплины "похищается" у определенной предметной области и переносится на другую - так Мишель Фуко создал "археологию знания", хотя собственно археология имеет дело с материальной культурой. Или у науки похищается ее предмет ("язык" у лингвистики, "древнее" у археологии), который становится предметом другой (иногда новообразованной) науки ("сайлентология", "археософия") - см. Концептивизм, Потенциация, Софийные дисциплины. Абдукция перекликается с метафорой, перенесением значения по сходству; но это не поэтический, а логический прием, основанный на расширительной работе с теоретическим понятием.
--------------------------------------------------------
М. Эпштейн. Из тоталитарной эпохи - в виртуальную: Введение в Книгу книг. "Континент", #102, 1999, 355-366.
М. Эпштейн. Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре. СПб, Алетейя, 2001.

Источник: Проективный философский словарь

АБДУКЦИЯ
(abduction; буквально «похищение», «умыкание»). Логическое «умыкание», перестановка, когда понятие или термин переносятся из одной дисциплинарной области, где они закреплены традицией, в другую, где они остраняются и вступают в поле гипотетического дискурса. Этот термин был введен Чарлзом Пирсом, по контрасту с «индукцией» и «дедукцией», для обозначения логики гипотетического мышления. Пирс не предложил ясного определения абдукции, но очевидно, что, наряду с выведением общего из частного (индукция) и выведением частного из общего (дедукция), существует еще логическое отношение между равновеликими по объему, но разнопредметными, разнодисциплинарными понятиями. Это отношение и есть абдукция.
Логика творческого мышления не является ни индуктивной, ни дедуктивной, и, конечно же, она противоположна редукции, которая сводит многоразличное к единому. Абдукция – перенос понятия из того ряда, в котором оно закреплено традицией, в другие, множественные, расходящиеся ряды понятий.
Например, название или метод научной дисциплины «похищается» у определенной предметной области и переносится на другую. Так К. Маркс перенес ряд понятий гегелевской диалектики и историософии («единство противоположностей», «отчуждение») на область экономики, товарного производства. Мишель Фуко создал «археологию знания», хотя собственно археология имеет дело с материальной культурой. У науки может похищаться ее предмет, который становится предметом другой науки – так, семиотика отчасти «умыкнула» свой предмет, знаки и знаковые системы, у риторики. Недавно зародившаяся наука «меметика» – эволюционная теория идей, знаков, единиц информации как размножающихся вирусов, репликаторов – в свою очередь похитила свой предмет у семиотики, а свой метод у генетики. Многие области знания связаны именно абдукцией, на основе которой можно производить и новые дисциплинарные области; например, археософия, технософия, этнософия перенимают свои предметные области у археологии, технологии, этнологии.
Абдукция перекликается с метафорой, перенесением значения по сходству, но это не поэтический, а логический прием, основанный на расширительной работе с теоретическим понятием.
*Альтерология, Аугментальность, Возможностное, Гипотетизм, Концептивизм, Метабола, Потенциация, Софийные дисциплины
Из тоталитарной эпохи – в виртуальную: Введение в Книгу книг // Континент. № 102. 1999. С. 355–366.

Источник: Проективный словарь гуманитарных наук. Новое литературное обозрение. 2017 г.

АБДУКЦИЯ
познавательная процедура принятия гипотез. Впервые явно выделена Ч. С. Пирсом, который рассматривал абдукцию (абдуктивный вывод) наряду с индукцией и дедукцией. Ч. С. Пирс считал, что, отбирая среди необозримого множества гипотез наиболее существенные, исследователи реализуют «абдукционный инстинкт», без которого невозможно было бы развитие науки. Согласно Пирсу, методология науки должна пониматься как взаимодействие 1) абдукции, осуществляющей принятие объяснительных правдоподобных гипотез, 2) индукции, реализующей эмпирическое тестирование выдвинутых гипотез, и 3) дедукции, посредством которой из принятых гипотез выводятся следствия. Таким образом, Ч. С. Пирс создал идейный эскиз теории рассуждений, впоследствии получивший развитие в исследованиях по искусственному интеллекту, в которых абдуктивный вывод представлен как вид автоматизированного правдоподобного рассуждения. Идея абдукции, согласно Ч. С. Пирсу, может быть сформулирована следующим образом: Z>—множество фактов, Н— множество выдвинутых гипотез, H объясняет D
Следовательно, гипотезы из Я правдоподобны. Для последовательного осуществления и усиления этой идеи потребовалось формализовать как процедуру выдвижения гипотез из Н, так и отношение «Я объясняет >». Кроме того, необходимо было конструктивно задать процедуру оценки правдоподобия гипотез, порожденных посредством индукции на основе фактов из D.
В ряде работ по автоматизированным правдоподобным рассуждениям было установлено, что формализация абдукции как конструктивной аргументации возможна посредством взаимодействия последней с индукцией и аналогией, причем аргументы порождаются посредством индукции, предсказания посредством аналогии, а принятие гипотез осуществляется с помощью абдукции. Для этого уточнения абдукции (в смысле Ч. С. Пирса) используются многозначные логики. В работах по искусственному интеллекту широко распространена следующая формализация абдукции средствами двузначной логики предикатов первого порядка: Пусть D— множество наблюдаемых фактов. Т— некоторая заданная теория. Я— множество гипотез. Тогда множество высказываний E называется абдуктивным объяснением D, если и только если для него выполняются следующие условия: (1) E содержится в Я, (2) из объединения Т и E выводится D, (3) Т и E— непротиворечивы.
Задача получения абдуктивного объяснения сводится к нахождению E. Указанная выше формализация абдуктивного объяснения не является достаточно глубокой имитацией идеи Ч. С. Пирса об абдукции как познавательной процедуре, присущей творческой активности человека. Имеются интересные связи между абдукцией и немонотонными рассуждениями, а также формализациями диагностических процедур, представленных в системах искусственного интеллекта.
Лит.: Финн В. К. Синтез познавательных процедур и проблема индукции.—«Научно-техническая информация», сер. 2, № 1—2, 1998, с. 3-52; BurksA. W. Peirces Theory of Abduction.- «Philosophy f Science», 1946, vol. 13, N 4, p. 301-306; Peirce С. S. Philosophical writings. N. Y., 1955; Fann K. T. Peirces Theory of Abduction, The Hague Stanford. Martinas Nijhoff, 1970; Rescher N. Peirces Philosophy f Science. Notre Dame—L., 1978; Peng Y., Reggia J. A. Abductive Inference Models for Diagnostic Problem-Solving. N. Y.—B.—HdIb., 1990; Brewka G., Dix J., Konolige K. Nonmonotonic Reasoning. Stanford, 1997.
В. К. Финн

Источник: Новая философская энциклопедия

абдукция
АБДУКЦИЯ (от лат. abduction — отведение) — способ рассуждения, ориентированный на поиск правдоподобных объяснительных гипотез. Впервые в методологию науки А. ввел американский логик Ч.С. Пирс. Сравнивая ее с традиционными формами умозаключений, он подчеркивал, что «индукция рассматривает гипотезы и измеряет степень их согласия с фактами. Поэтому она не может создать какую-либо идею вообще. Не больше того может сделать и дедукция. Все идеи науки возникают посредством А.» А. состоит в исследовании фактов и в построении гипотезы, которая их объясняет. А. и индукция начинают с фактов, но по-разному их исследуют. Если индукция ищет факты, подтверждающие ее заключение, то А. направлена на установление определенной регулярности между фактами. Эта регулярность выражается в виде предварительной гипотезы, которая после многократных уточнений смогла бы объяснить данные факты. Пирс считает, что А. ориентирована на исследование процесса поиска научных гипотез, посредством которых можно было бы раскрыть внутренний механизм, лежащий в основе наблюдаемых явлений, и тем самым найти им объяснение. Логическую форму абдуктивного рассуждения Пирс представляет в следующем виде.         • Наблюдается некоторое удивительное (surprising) явление Р.         • Р было бы объяснено, если гипотеза Н была бы истинной.         • Следовательно, имеется основание думать, что гипотеза Я истинна.         На первый взгляд кажется, что абдуктивное рассуждение мало чем отличается от гипотетико-дедуктивного заключения (см. гипотетико-дедуктивный метод), поскольку предполагает гипотезу в качестве посылки. Однако ход рассуждения в нем прямо противоположен гипотетико-дедуктивному выводу, который начинается         с заранее заданной гипотезы, а из нее затем выводится следствие. Абдуктивное же рассуждение начинается с анализа и точной оценки фактов и установления определенной взаимосвязи между ними. Именно они детерминируют выбор гипотезы для их объяснения. Так вынуждены действовать ученые в своих конкретных исследованиях, поскольку в самом начале они имеют дело именно с фактами и только потом ищут гипотезы для их объяснения. Между тем некоторые критики А. не видят коренного различия между yt. и простым гипотетическим рассуждением, обращая внимание только на то, что они используют гипотезы.         Индукция больше похожа на А., т.к. начинается также от фактов и совершается в направлении от частного к общему; но, согласно Пирсу, она должна пониматься как операция, предлагающая оценку — в качественной или количественной форме — гипотезы, уже выдвинутой заранее. А. — в отличие от логики Бэкона—Милля — не является безошибочным методом открытия новых истин в науке. Ее цель состоит в поиске гипотез, служащих для объяснения конкретных фактов. Такие гипотезы должны удовлетворять следующим требованиям: 1) они должны объяснить не только эмпирически наблюдаемые факты, но и факты, непосредственно ненаблюдаемые и проверяемые косвенным путем; 2) гипотезы должны быть сформулированы как интеррогативные утверждения, т.е. содержать определенный вопрос, на который следует ответить в ходе исследования; 3) необходимое требование к любой объяснительной гипотезе — ее проверяемость, причем последняя не ограничивается подтверждением наблюдаемыми данными. Что касается критерия опровержения, то он хотя и является логически корректным правилом, тем не менее служит лишь средством элиминации ложных гипотез.         А. дает новый ключ для объяснения многих сторон практической и интеллектуальной деятельности. Однако некоторые философы науки критикуют саму структуру А. у Пирса, считая, что между фактами и гипотезой нет рациональной связи. Поэтому они считают, что для объяснения фактов могут быть использованы совершенно разные гипотезы. Другое возражение против структуры А. связано с тем, что гипотеза, которая предлагается для объяснения фактов, предполагается частично известной или найденной каким-то иным способом. В науке действительно часто бывает так, что аналогичная гипотеза частного характера, или элементы некоторой гипотезы, являются известными. Но в абдуктивном рассуждении такая гипотеза не используется в прежнем виде: она либо обобщается, либо применяется к другим случаям, либо прежние элементы старой гипотезы объединяются в новую систему. Поэтому в данном случае речь не идет о непосредственном применении старой гипотезы или ее элементов в новой. На это возражение ответил еще сам Ч. Пирс. «Верно, что различные элементы гипотезы были в нашем уме и прежде. Но идея объединить их вместе никогда не приходила нам в голову до этого, пока внезапно не возникло новое предположение до наших размышлений».         Нередко критики А. заявляют, что она представляет собой попытку возврата к созданию логики, подобной индуктивной логике Ф. Бэкона, которая уравнивала талант и изобретательность с механической процедурой следования заранее заданным правилам. Однако, будучи профессиональным ученым, Пирс разрабатывал абдуктивные рассуждения в качестве более надежного метода поиска научных гипотез, а не алгоритма открытия. Вместе с тем он резко выступал против случайного поиска истин в науке путем проб и ошибок, считая это безнадежным делом, требующим бесконечно много времени. Для обоснования своей аргументации он обращался к реальной практике научного исследования, к истории научного познания, анализируя открытия Галилея, Кеплера и Ньютона. Дальнейшее развитие идеи Ч. Пирса получили в работах Н.Р. Хэнсона, который на конкретном материале классической физики и теории элементарных частиц убедительно показал преимущество А. как перед гипотетико-дедуктивной, так и перед прежней индуктивной моделью познания.         В последнее время с защитой А. выступает Я. Хинтикка, который считает, что правильность абдуктивных умозаключений должна быть обоснована, скорее, с помощью стратегических принципов, чем дефиниторных правил, аналогичных правилам игры в шахматы. Подобно тому как знание шахматных правил отнюдь не характеризует мастерства игрока, знание логических, дефиниторных правил тоже не определяет умения рассуждать эффективно. Чтобы овладеть искусством рассуждений, необходимо знать не только дефиниторные правила, но, больше всего, умело использовать стратегические аспекты рассуждений.         Поскольку научный поиск не сводится к определенному алгоритму, постольку его результаты не могут быть достоверными и окончательными. Использование стратегических принципов поиска облегчает его, делает его более организованным и целенаправленным, но не гарантирует достижения истины. В этом смысле А. можно сравнить с эвристическими способами рассуждений. Опираясь на стратегические и эвристические принципы поиска, ученый получает возможность более эффективно вести свое исследование и ближе подойти к истине, чем при случайных пробах и ошибках.         Г.И, Рузавин         А. — познавательная процедура принятия гипотез посредством объяснения. Ч.С. Пирс считал, что, отбирая среди необозримого множества гипотез наиболее существенные, исследователи реализуют «абдуктивный инстинкт», без которого развитие познавательной деятельности человека было бы невозможно. Согласно Пирсу, познание не сводимо к дедукции, а является синтезом (см. Анализ и синтез) познавательных процедур, благодаря которому осуществляется открытие нового знания, получение которого возможно благодаря применению амплиативных выводов, являющимися правдоподобными выводами, реализующими некоторую догадку. Познавательная деятельность, согласно Пирсу, является взаимодействием А., осуществляющей принятие правдоподобных гипотез посредством объяснения фактов, индукции, реализующей тестирование выдвинутых гипотез, и дедукции, посредством которой из принятых гипотез выводятся следствия. Таким образом, Пирс, используя идею синтеза познавательных процедур, создал эскиз теории рассуждений, впоследствии получившей развитие в исследованиях по искусственному интеллекту, где абдуктивный вывод представлен как вид автоматизированного правдоподобного рассуждения.         В работах по искусственному интеллекту широко распространена следующая формализация А. посредством двузначной логики предикатов 1 — г о порядка:         пусть D — множество наблюдаемых фактов, Т — некоторая заданная теория, Н — множество гипотез. Тогда множество высказываний Е называется абдуктивным объяснением Д если, и только если, выполняются следующие условия:         • Е содержится в Н,         • из объединения Т и Е выводится Д         • Г и ? — непротиворечивы. Задача получения абдуктивного объяснения сводится         к нахождению Е.         Другой схемой уточнения идеи, предложенной Пирсом, является следующая конструкция:         • D — множество фактов,         • Я — множество гипотез,         • Я объясняют D.         Следовательно, гипотезы из Н правдоподобны.         Для конструктивной реализации этой схемы, близкой по смыслу некоторым формулировкам А. у Пирса, потребовалось формализовать процедуру выдвижения гипотез из Я (напр., посредством формализации индуктивных методов Д.С. Милля); кроме того, потребовалось формализовать как отношение «Я объясняют D», так и конструктивный способ оценок правдоподобия гипотез, порожденных посредством индукции на основе фактов из D. Это уточнение А. осуществляется посредством бесконечнозначной логики предикатов, истинностными значениями которой являются степени правдоподобия гипотез. Абдуктивный вывод, посредством которого принимаются гипотезы (новое знание), является примером когнитивных рассуждений.         В.К. Финн         Лит.: Вагин В.Н., Головина Е.Ю., Загорянская А.А., Фомина М.В. Достоверный и правдоподобный вывод в интеллектуальных системах. М., 2004; Рузавин Т.Н. Абдукция, ее особенности и применение в научном исследовании // Полигнозис. 2002. № 3; Финн В.К. Синтез познавательных процедур и проблема индукции // Научно-техническая информация. Сер. 2. № 1 — 2. 1999. С. 3 — 5 2; Burks A.W. Pence´s Theory of Abduction // Philosophy of Science. 1946. Vol. 13. № 4. P. 301—306; Josephson J.R., Josephson S.G. (Eds.) Abductive Inference: Computation Philosophy, Technology. N. Y., 1994; Fann K.T. Peirce´s Theory of Abduction. The Hague, Stanford, 1970; Hanson N.R. Patterns of Discovery. Oxford, 1958.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
127.07 кб

2004. 04. 002. Вирт У. Фантазия о новом как абдукция. Wirth U. die Phantasie des neuen als Abduktion

Махов А. Е.
Читать PDF
1.80 мб

Абдукция и методология научного поиска

Рузавин Г. И.
Читать PDF
492.51 кб

Научное открытие и контекст абдукции

Васюков В.Л.