Герметизм

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Герметизм
религиозно-философское учение эпохи эллинизма и поздней античности, согласно которому посвященному от имени бога Гермеса Трижды величайшего открываются все тайны мира.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ГЕРМЕТИЗМ
качество того, что с трудом поддается пониманию. Первоначально герметизм означал тайную доктрину средневековых алхимиков: его объектом являлась трансмутация металлов и универсальная медицина. Сегодня термин синонимичен «оккультному знанию» и охватывает собой опыт факиров, ясновидящих, гадателей.

Источник: Философский словарь

ГЕРМЕТИЗМ

- учение легендарного египетского священника Гермеса Трисмегиста ("Трижды Величайшего"), выраженное в виде т.н. "герметического корпуса" - собрания гностических, магических, язычески-платонических и подобных им текстов, датируемых I - III вв. по Р.Х. Интерес к герметизму возродился и широко распространился в интеллектуальных кругах Европы в эпоху Ренессанса, затем угас с подъемом научной культуры, но вновь ожил уже в ХХ веке, когда научная рациональность стала сдавать свои позиции.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ГЕРМЕТИЗМ
термин, к-рым обозначают филос. и религ.-мистич. воззрения, изложенные в т. н. герметических трактатах, созд. в эпоху эллинизма и поздней античности. Авторство мн. из них приписывается вымышл. мудрецу Гермесу Трисмегисту. В герметич. произведениях («Поймандр» и др.), сочетающих в себе вост. и зап. учения, излагаются (в духе гностиков) представления о боге и его эманациях, о человеке и его спасении (сотериология), о мире и его конце (эсхатология). Г. оказал влияние на культуру средних веков и Возрождения, а нек-рые герметич. соч. (напр., «Изумрудная скрижаль») послужили основой взглядов алхимиков (см. Алхимия).

Источник: Атеистический словарь

ГЕРМЕТИЗМ
греч. Hermes — древнегреч. бог торговли, считавшийся покровителем магии) — религиозно-философское учение, сложившееся в эпоху эллинизма и поздней античности. Восходит через Платона, Пифагора (Пифагорейцы) к легендарному мудрецу Гермесу Трисмегисту (“Трижды величайшему”). В его соч. изложены знания, к-рые будто бы поведаны самим Гермесом и дают всеобъемлющее представление о загадках мира. Г. содержит в себе религиозно-философские откровения, а также трактаты о тайнах вселенной — по астрологии, алхимии, магии и оккультизму. Алхимическая традиция придает учению самостоятельное существование, отдельное от древнегреч. бога и связанное с ним лишь номинативно. Г. оказал влияние на мистическую традицию средневековья и эпохи Возрождения. Он выступает в роли общей теоретической основы ряда эзотерических и оккультных учений на Западе — неоплатонизма, гностицизма (Гностики), теософии, антропософии и др. Особым языком Г. и осн. механизмом передачи традиции выступает символика. В совр. литературе изложение сущности, истоков и осн. положений Г. дано в исследовании О. Фестюжьера “Откровение Гермеса Трисмегиста” (1949—54).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГЕРМЕТИЗМ
т.н. «герметические науки» эпохи эллинизма, куда входили элементы популярной греч. философии, халдейской астрологии, персидской магии, егип. алхимии, иудейской каббалы. Термин «Г.» производен от имени Гермеса Трисмегиста (Трижды величайшего). До начала XVII в. временем создания «Герметического корпуса» (свода осн. герметических трактатов и др. приписываемых Гермесу Трисмегисту соч., напр., «Изумрудной скрижали») считали давнюю др.-егип. эпоху, полагая его егип. источником мудрости Пифагора, Платона и др. мыслителей. В 1614 г. швейц. филолог Исаак Казобов датировал время написания осн. герметических трактатов прим. III в. н.э. Осн. положения Г.: 1) за многообразными явлениями действительности находится всеединая сущность, гармония всеединого разума, единая духовная субстанция; 2) между человеком (микрокосмом) и вселенной (макрокосмом) существует принципиальное соответствие (принцип аналогии): «То, что внизу, подобно тому, что вверху», — утверждается в «Изумрудной скрижали»; 3) между самой высшей духовностью и самой грубой материальностью не существует непреодолимой границы — это все градации единой шкалы; 4) все формы вещества взаимопревращаемы; 5) во всех явлениях существует дуализм активного (мужского) и пассивного (женского) начал. Из герметической доктрины следует, что очистившийся от «низшей» природы человек может постичь тайные силы макрокосма и магически управлять ими. Традиция Г. была продолжена в европ. Ренессансе (М.Фичино, Дж.Пико дела Мирандола, Николай Кузанский), повлияла на мировоззрение Дж.Бруно и И.Ньютона, на становление науки Нового времени. Лит.: Визгин В.П. Герметическая традиция и генезис науки // Вопр. истории естествознания и техники. 1985. № 1; Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII—XIX вв. М., 1999; Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997; Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1996. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Герметизм
совокупность древних учений с сакральным, религиозно-мистическим содержанием, закрытых для непосвященных, доступных лишь знати, членам различных каст, древней аристократии. Непосредственно связан с мистериями, чрезвычайно популярными в древнем мире (см. "Золотой осел" Апулея, где описан их типичный образец). Служили носителями идеологического содержания и обслуживали своего рода институты посвящения некоторых общественных слоев, тщательно и особо предуготованных (неофитов) для постижения сокровенных тайн этих доктрин. Производное от имени Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего), чьи наставления, подобно высеченным на гранитной доске заповедям Моисея, были запечатлены на Изумрудной скрижали (Tabula Smaragdina). Эти учения в свое время претендовали на то, чтобы образовать мощное религиозное учение, но были побеждены христианством, каноны которого, сведенные в единый Текст (Библия), стали хорошо доступными для усвоения, а потому в своих основаниях, нравственных принципах, выразивших накопленный архаическими обществами житейский опыт и здравый смысл, оказались более приемлемыми для простых людей. А именно простые люди, массы, народы в конце концов и предрешают перспективы жизненности и судьбу религиозных доктрин. Впоследствии, уже в новое время, сменившее эпоху Средневековья, Г. выродился в тайные учения, служившие основой различного рода закрытых религиозно-мистических обществ тамплиеров, розенкрейцеров, впоследствии "вольных каменщиков" (масонов), иллюмиинатов. Во многом служил питательной основой развивавшейся в XIV XIX вв. т. н. "параллельной гуманитаристики", основной тезис которой - "Магия есть основа мира". Значительная часть его идей была также преобразована и поглощена франкмасонством (бытующий в народном обиходе термин фармазон означает, вероятно, не жителя острова Тайвань с прежним названием Формоза, а искаженное франкмасон; во времена Пьера Безухова оно имело нарицательный смысл, будучи атрибутом грубой, табуированной лексики, словом почти ругательным).

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ГЕРМЕТИЗМ
религ.-филос. течение эпохи эллинизма и поздней античности. Представлено большим числом соч. на греч., лат., коптском и др.-арм. языках, в к-рых посвященному от имени бога Гермеса Триждывеличайшего открываются все тайны мира. Подразделяется на «популярный Г.» (3 в. до н.э.- 3 в. н. э.), включающий в себя трактаты по астрологии, алхимии, магии и оккультным наукам, и «ученый Г.» (2-а вв.), содержащий трактаты религ.-филос. характера. В «ученом Г.» наблюдаются две противоречивые тенденции: оптимистическипантеистическая (трактаты. 5, 8, 9) и пессимистическигностическая (трактаты 1, 4, 6, 7, 13).
Связное изложение учения Г. дано гл. обр. в сочинениях пессимистическигностич. группы (особенно в 1-м трактате «Поймандр»), Оно подразделяется на теологию, космологию, антропогонию, сотериологию (учение о спасении) и эсхатологию. Его суть в следующем: изначально существует божеств. свет, или верховный ум. Затем появляется мрак (или материя), «страшный и угрюмый, скрученный спиралью и подобный змее». Благодаря первой эманации верховного умалогоса происходит разделение этого естества на четыре первоэлемента. Вторая эманация высшего божества - умдемиург творит из огня и воздуха семь небесных сфер. Затем совокупными усилиями его и логоса созидается весь космос. Третья эманация верховного ума- первочеловек («антропос»), соединением к-рого с природой объясняется происхождение человека. Человек двойствен по своему естеству: бессмертен, благодаря душе и уму, наследованным от антропоса, и смертен, благодаря телу, полученному от дольней природы. Спасение для человека заключается в познании («гносисе») своей божеств. сущности и уподоблении богу. После смерти человеч. душа возносится к своему божеств. первоистоку и, проходя через семь небесных сфер, очищается, оставляя в каждой из них чужеродные наросты (влечение, кичливость, наглость, сребролюбие и т. д.).
В целом Г. является типичным продуктом религ. синкретизма эллинистич. эпохи и представляет собой синтез греч. и вост. традиций. Наиболее родствен он гностицизму. Г. способствовал подготовке неоплатонизма и оказал большое влияние на культуру ср. веков и особенно эпохи Возрождения.

Источник: Советский философский словарь

ГЕРМЕТИЗМ
религиозно-философское течение поздней античности. Получил наименование от имени Гермеса Трисмегиста (Трижды Величайшего), образ которого является продуктом греко-египетского религиозного синкретизма—отождествления египетского бога Тога с греческим богом Гермесом. Культ Тога—Гермеса получил широкое распространение в эпоху эллинизма, и с ним связана обширная литература по магии, алхимии, астрологии, народной медицине. В первые века н. э. возникает «философский» герметизм, представленный написанными по-гречески текстами т. н. Герметического корпуса, фрагментами, сохраненными Стобеем, трактатом «Асклепий», дошедшим в латинском переводе, и рядом текстов в составе библиотеки Наг-Хаммади. В сочинениях «философского» герметизма Гермес выступает не как бог, а как древний египетский пророк, обладающий знанием (гносис) благодаря откровению Верховного бога. Трактаты Герметического корпуса неоднородны, реконструировать на их основе единую герметическую систему невозможно. Наряду с влиянием среднего платонизма и стоицизма встречаются библейские реминисценции (хотя в целом герметическая религиозность имеет языческий характер), а также мотивы гностицизма.
Эскиз доктрины гностического типа содержится в «Поймандре» — первом трактате Герметического корпуса. Эта доктрина включает теологию (учение о божественной триаде: Бoг=Ум=Oтeц=Cвeт, Сын=Слово, Ум=Демиург) космогонию, согласно которой от Света отделилась и пала вниз Тьма — материя, превратившаяся в четыре первоэлемента: воду, землю, огонь и воздух; антропогонию и антропологию (человек-архетип, образ и творение Бога Отца, влюбившись в собственное отражение в первородной влаге, ниспал в низший мир и соединился с Природой; от этого соития произошли люди, души которых божественны, а тела принадлежат низшему миру); наконец, сотериологию, предпосылкой которой является гносис — знание о своей божественности, а путем осуществления — восхождение души к Богу и слияние с ним.
В Средние века герметические учения в Западной Европе, Византии и у арабов служили обоснованием алхимии и астрологии. В 15—17 вв. в Западной Европе герметические тексты пользовались огромным авторитетом и рассматривались как древнейшее божественное Откровение, предваряющее как Моисея, так и Орфея, Пифагора и Платона. Влияние герметизма испытали M Фичино, Пико деляа Мирандала, Агриппа Неттесгеймский, Ф. Патрици, Д. Бруно, Т. Кампанелла и др. Уже после того, как И. Казобон в нач. 17 в. установил, что герметические тексты написаны не ранее 2 в. и не могли принадлежать мифическому Гермесу Трисмегисту, к ним проявляли интерес Р. Бойль и И. Ньютон. Герметизм сыграл определенную роль в становлении новоевропейской науки.
Источники: Hermetica. The Ancient Greek and Latin Writings which contain religious or philosophic teachings ascribed to Hermes Trismegistus, ed. with engl. transi, by W. Scott, v. 1—4. Oxf., 1924—36; Corpus Henneticum, ed. par A. D. Nock, trad. par. A. 1. Festugiere, 1—4, 4 ed. P., 1983; Hennes en Haute Egypte, par J.-P. Mahe, t. l -2. Quebec, 1978—82; в рус. пер.: Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада, сост., пер. К. Богуцкого. Киев—M, 1998 (пер. с франц. и англ. языков); Поймандр, пер. с греч. А. В. Семушкина.—В кн.: Человек как философская проблема: Восток-Запад. М., 1991, с. 249-255; Поймандр. Апокалипсис Асклепия, пер. с греч. и лат. Н. В. Шабурова.—В кн.: Знание за пределами науки: мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях 1 —14 веков. М., 1996.С.20—26; Определения Гермеса Триемегиста Асклепию, пер. с древнеарм. С. Аревшатяна.—«Вестник Матенадарана». Ереван, 1956, № 3, с. 298—314; Ямвлих. О египетских мистериях. М., 1995; Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1996; Бруно Д. Изгнание торжествующего зверя. Самара, 1997.
Лит.: Тураее Е. А. Бог Тот. Лейпциг, 1898; Зелинский Ф. Ф. Гермес Трижды Величайший. — В кн.: Он же. Из жизни идей. СПб., 1907, т. 3, с. 88—152; ШабуровН. В. Философия и миф в герметическом корпусе (Corpus henneticum I, VI, IX).—В кн.: Из истории философского наследия древнего Средиземноморья. М., 1982, ч. 2, с. 120—134; Он же. Откровение Гермеса Трисмегиста.— В кн.: Знание за пределами науки... М., 1996, с. 26—36; Семумкин А. В. Литературный корпус греко-египетского философского синкретизма.— В кн.: Человек как философская проблема... М., 1991, с. 90—106; Герметизм и формирование науки, реферат, сб. М., 1983; Reitwnstein R. Poimandres: Studien zur griechisch-agyptischen und fruhchristlichen Literatur. Lpz., I9U4; Reitynstein R., ShaederH. H. Studien zum antiken Synkretismus aus Iran und Griechenland. Lpz.—B., 1926; Kroll J. Die Lehren des Hermes Trismegistos. Munster, 1928; festugiire A. J. La revelation dHermes Trismegiste, v. 1—4. P., 1950—54; Idem. Hermetisme et mystique paenne. P., 1967; Moorsei G. van. The Mysteries of Hermes Trismegistus; A phenomenological study in process of spiritualisation in the CorpuHennetieum and latin Asclepius. Utrecht, 1955; tes F. A. Giordan Bmno and the Hermetic Tradition. L., 1964; Troeger K. W. Mysterienglaube und Gnosis in Corpus Hermeticum Xlll. B., 1971; Segal R. A. The Poimandres as myth. Scholary theory and gnostic meaning. В.—N. Y.—Amst., 1986; Ambrose E. A. The Hermetiea: An annotated bibliography. St. Louis, 1992.
H. В. Шабуров

Источник: Новая философская энциклопедия

герметизм
ГЕРМЕТИЗМ — религиозно-философское направление в поздней античности, возникшее в Египте (Александрия) на основе слияния нескольких традиций — гностицизма, популярной греческой философии, библейской религиозности, а также мифологем и мистических идей из персидской, месопотамской и египетской культур. Название «Г.» происходит от имени эллинистического бога Гермеса Трисмегиста (греч. «Гермес Триждывеличайший»), в образе которого соединились греческое (Гермес) и египетское (Тот) божества. Г. в собственном смысле, или так называемый «высокий», теоретический Г., представляет собой учение о природе высшего Бога, о человеке, о мире, о спасении души. Но имя Гермеса ассоциируется также и с обширной литературой оккультного содержания астрология, алхимия, магия и т.п.), составлявшейся вплоть до Нового времени и образующей «низкий», практический Г. Основные идеи «высокого» Г. содержатся в текстах, написанных между 2 и 4 вв. н.э. Эти тексты оформлены в виде диалогов между Гермесом и его учениками. Большинство такого рода сочинений формируют «Герметический корпус»; их авторство приписывается Гермесу. Из сочинений «Корпуса» наиболее значительным является «Поймандр» (греч. «Пастырь мужей»). Среди произведений «низкого» Г. выделяется «Изумрудная скрижаль» — краткий текст алхимического толка. С укреплением п о з и ц и й христианства Г. наряду с остальными эллинистическими традициями постепенно пришел в упадок, не успев сложиться в организованную систему.         Новую жизнь идеям Г. даровала эпоха Возрождения. Итальянский гуманист М. Фичино, заинтересовавшись Г., перевел на латынь «Герметический корпус» и издал его в 1471г. В 1554 в Париже был опубликован греческий оригинал «Корпуса». Вплоть до начала 17 в. теории, мифы и практики Г. были чрезвычайно популярными среди интеллектуальной элиты Европы. Большое воздействие Г. оказал на мировоззрение Дж. Бруно. Интерес к Г. в Европе поддерживался представлением об историчности Гермеса, подкрепленном авторитетом античных и христианских мыслителей. Так, Цицерон полагал, что было пять Меркуриев (Гермесов), и что пятый из них, отправившись в Египет, передал египтянам         письменность и законы. Климент Александрийский (3 в. н.э.), Лактанций (3 в.), Кирилл Александрийский (5 в.) — все они были уверены, что Гермес жил примерно во времена Моисея; они расценивали его учение как пророческое, во многих положениях близкое христианскому. По мнению Аврелия Августина (3—4 в.в.), который тоже верил в историчность Гермеса, учение Г. было создано под демоническим влиянием. О Гермесе отзывались как о великом мудреце и в средневековой Европе: так, Р. Бэкон называет его «отцом философов». Гуманисты Возрождения полагали, что Г. — это древняя форма христианского богословия и что его основатель был прямым духовным предком Пифагора и Платона. Возникали даже предложения считать Гермеса Иисусом Христом (Л. Лаццарелли). В начале 17 в. швейцарский филолог Исаак Казобон установил сравнительно позднее происхождение Г. , что привело к ослаблению интереса к этой традиции. С тех пор она существует на задворках культурной жизни Европы, являясь источником разных оккультных течений.         Г. не содержит целостного учения, герметические трактаты предлагают различные трактовки, в основном сводимые к дуализму и пантеизму. Дуалистический вариант Г. наиболее отчетливо выражен в «Поймандре». Согласно ему, от Бога-Отца, который есть также Ум и Свет, отделяется Тьма, которая потом приобретает вид Природы, состоящей из четырех стихий. Природа, или Материя, будучи лишенной разума и света, пассивно противостоит миру высшего Света. Сын-эманация высшего Бога, Демиург, творит из материального огня семерых «правителей» (воплощенных в виде семи планет Солнечной системы), которые кругами охватывают чувственный космос и правят им с помощью рока (эймарменэ). Далее Бог-Отец создал Человека, похожего на него своим обликом. Человек имеет андрогинную природу — это архетип всех последующих поколений людей. Желая творить, Человек по незнанию принимает в себя элементы космических правителей, тем самым подпадая под власть рока. После этого он соединяется с природой и обретает смертное материальное тело. Это соединение приводит к появлению людей. Люди, поначалу являясь андрогинами, а затем разделенные по полам, несут в своем существе как бессмертный элемент духа, так и смертный элемент земного бытия. Задача человечества — познать свое бессмертие, а также то, что любовь является причиной смерти. Это познание (гнозис) имеет мистический характер и целиком зависит от воли Божьей. Развитие гнозиса в человеке приводит к тому, что он после своей смерти движется по пути окончательного освобождения, восходя в духовный мир. Невежественные же души отдаются Богом демону возмездия для мучений. Пантеистический вариант Г. содержится в трактате «Асклепий». Здесь земной мир не противостоит Богу, а сам предстает как божественное целое, в котором каждая часть священна и преисполнена блага. Человек понимается как «третий» бог, после Бога-Отца и бога-космоса; он есть существо, достойное поклонения. В «Асклепии» имеются и апокалиптические мотивы: люди постепенно утрачивают благочестие и нравственность, между ними воцаряется «безбожие, распущенность и полное отсутствие порядка». В конце концов Бог-Отец должен покарать нечестивых, уничтожить мир и восстановить былые идеалы, возродив космос.         Г. — мистическая традиция, придававшая огромное значение внутреннему созерцательному опыту адепта. В Г. не сформировали ни стройная обрядовая система, ни развита литургическая практика, ни Церковь как центральный соборный орган, ни комплекса собственных храмов; вся грандиозная симфония богооткровения разыгрывалась в просветленном сознании отдельных адептов. Тем большее значение для них приобретал сам герметический текст, который, по существу, служил им проводником в мир высших идей. Почитание в Г. понимается, скорее, как любовь к высшим принципам и явлениям, чем как конкретная ритуальная практика. В то же время Г. знал и некоторые элементы астральной магии, с целью манипуляции энергетическими «влияниями», исходящими от звезд («Асклепии»). Обнаруживая сходство с христианством, Г. отличается от нее по многим положениям, прочно вписываясь в эклектику эллинистических воззрений.         СВ. Пахомов

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
115.74 кб

Герметизм. "Халдейские оракулы" (Библиографические обзоры)

Афонасин Евгений Васильевич
Читать PDF
291.64 кб

Концепция метемпсихоза в античности: орфизм, пифагореизм, герметизм

Двинянинов Борис
Thе article discusses ideas of the concept of “transmigration of souls” in antiquity on the example of three mystical-esoteric teachings: Orphism, Hermeticism and Pythagoreanism.
Читать PDF
2.98 мб

Аспекты влияния платонизма на концепции высокого герметизма (corpus Hermetica)

Двинянинов Б. К.

Похожие термины:

  • ГЕРМЕТИЗМ ИЛИ ГЕМЕТИКА

    учение, лежащее в основе европейской алхимии, оккультизма, теософии и прочих «тайных доктрин». Основные положения герметизма содержатся в трактатах, приписываемых древнему мудрецу Гермесу Трисм