МИСТИЦИЗМ
МИСТИЦИЗМ
пристрастие к мистическому; склонность к неопределенному, неточному мышлению - в тех случаях, когда речь идет о вещах нематериальных.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Мистицизм
от греч. mystikos - таинственный) - ряд религиозных и философских учений, ориентированных на интуитивно-экстатическое (экстаз) постижение мира и высших принципов бытия.
МИСТИЦИЗМ
(от греч. mystikos — таинственный) — мировоззрение, основанное на вере в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним.
МИСТИЦИЗМ
пристрастие к мистическому; слияние внутренней жизни действительности с ее внешними проявлениями, т.е. познания с переживанием; абсолютная степень развития сущего в сфере творчества, цельное знание и учение о всеединстве (В. С. Соловьев).
Мистицизм
греч. mystikos – таинственный) – умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна человеческому разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. Как философская доктрина – разновидность интуитивизма и иррационализма.
МИСТИЦИЗМ
(Mystizismus) — пристрастие к мистическому; склонность к неопределенному, неточному, туманно-образному мышлению в тех случаях, когда, например, речь идет о вещах абстрактно-символических, которые по сравнению с «созерцаемыми» содержаниями мистических переживаний должны отступать на задний план; термин используется также для отрицательной характеристики оккультных, визионерских и экстатических учений.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Мистицизм
нередко значение этого слова не вполне ясно определено. В религиоведении это понятие употребляется для обозначения непосредственного переживания отношений между священным и человеческим, в частности, переживаний единства с божественным или трансбожественным существом или состоянием. Подобное переживание трудно изучить или описать, т. к. мистики считают, что их опыт аутентичен и трудно выразим в словах.
Источник: Новые религиозные движения.
Мистицизм
(греч. mistikos – посвящённый в мистерии) – богословское и философское учение, признающее возможность прямого личностного общения, постижения и слияния человека с Богом как абсолютной истиной.
Вместе с тем у понятий «мистика» и «мистицизм» есть общее, в частности, они действуют на одном поле интуитивной, иррациональной веры, осуществляют непосредственную связь с сакральным объектом, выступают как способ духовного и практического освоения реальности и иного бытия.
Вместе с тем у понятий «мистика» и «мистицизм» есть общее, в частности, они действуют на одном поле интуитивной, иррациональной веры, осуществляют непосредственную связь с сакральным объектом, выступают как способ духовного и практического освоения реальности и иного бытия.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
Мистицизм
обобщающий метод для разнородных практик, основывающихся на непосредственном сознании Бога или опыте общения с Богом или с неличностным абсолютом. Мистицизм основывается на вере в существование высшей, недоступной ни человеческим ощущениям, ни рациональному познанию формы знания, полученной при помощи специальных упражнений, медитации. Мистицизм часто рассматривается в тесной связи с различными религиями, и, по мнению некоторых исследователей, он является важным средством экуменического движения, т. е. сближения разных религий.
МИСТИЦИЗМ
доктрина о таинственном, невыразимом. Согласовать М. с наукой никому не удалось. Некоторые ученые, признавая это, тем не менее ведут себя по отношению к М. как учению вполне толерантно. В последние годы стало популярным рассматривать «Логико-философский трактат» Витгенштейна не столько как философское произведение, сколько как мифопоэтический дискурс, оправдывающий философско-логическими средствами мир мистического, куда зачисляются вместе с религией этика и эстетика. При этом излишне доверяют каждому слову Витгенштейна и не подвергают критике слабые места его философии науки. Но ошибаются все, даже гении.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
МИСТИЦИЗМ
- 1) общее наименование для учений, призывающих искать истину в духовном опыте встреч с Высшим, минуя разум. 2) Реже встречается трактовка мистицизма как теоретизирования по поводу мистического опыта, получаемого при встречах с Невыразимым. Мистицизм различают эзотерический, т.е. доступный только тем, кто прошел определенную подготовку и обряды инициации или посвящения, и экзотерический, не связанный с таким условием. Сторонники мистицизма убеждены в возможности достигать истинного знания запредельных реальностей через интуицию, в сверхприродном прозрении, в откровении, в самоотдаче Высшему, в духовном союзе с Богом. Однако, "мистицизм без любви вырождается в магию" (Г.Федотов).
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Мистицизм
буквально означает такое умственное направление или учение, когда, во-первых, в развитии своих общих понятий и убеждений о мире, человеке, его жизни и назначении не устраняют длинного ряда умозаключений или созерцаний, но не обращают внимания на связь их с требованиями науки, ни на логическую точность понятий и уместность определенных предположений. Но мистицизм идет и далее. Нередко и в объяснении явлений жизни мистики руководствуются не точным исследованием их причинной связи и законов, но предположением таинственных причин и деятелей, не доступных точному исследованию. С подобным содержанием мистицизма естественно соединяется и та особенная форма его, что органом всех его построений бывают не наблюдение, не опыт, не логическая мысль, необходимая даже там, где мы считаем необходимым какие-нибудь отдаленные умозаключения, даже не простая вера мысли и сердца, но преимущественно и почти единственно внушения внутреннего чувства и воображения. К подобным свойствам его по содержанию и форме привходит и психологическая черта — самоуверенность и самонадеянность. Таково самое общее понятие мистицизма, по крайней мере, в полном его проявлении. Свойства его таковы, что сами собою обнаруживают в нем некоторую болезненность. Но отсюда еще не следует, что в мистических сочинениях все должно порицать; подобное заключение тем затруднительнее, что мистицизм имеет свои степени, и высшая степень его может быть слишком далека от низшей. А потому, чтобы с точностью определить значение мистицизма, нужно глубокое исследование, с одной стороны, постепенности или градации предметов познания, с другой — органов познания и признания истины и убеждений в ней. Касаясь органов признания истины, необходимо бы выяснить, чем именно отличается в жизни и в деле знания, и особенно в деле высших убеждений, значение внутреннего чувства и воображения в сравнении с деятельностью рассудка и силы суждения. Сам по себе мистицизм, в том смысле, когда он, пользуясь логическою работою мысли и точными исследованиями науки, принимает и внушения внутреннего чувства, не имел бы ничего предосудительного, потому что внутренне чувство имеет важное значение в деле нравственной или внутренней жизни, и особенно в таких вопросах и истинах, которые непременно требуют себе опоры и во внутреннем чувстве. Но мистицизм часто бывает вреден, когда он не знает меры ни в той степени, какая уместна для него в деле умственной и практической жизни, ни в роде предметов, к которым он делает свои применения. Мистицизм может повести к вредным последствиям, когда мистик, забывая определенные понятия научные или вообще передаваемые научением, руководствуется исключительно своим чувством и воображением. В таком случае, для него происходит опасность составления темных и чисто произвольных представлений, потому что воображение и чувство сами по себе действуют безотчетно. Еще более мистицизм подвержен опасности заблуждений, когда мистик составляет себе убеждения на основании своего внутреннего чувства и воображения о таких предметах, например, о всех царствах природы, где требуются, по крайней мере как основания для дальнейших выводов, самые точные исследования. Мистицизм бывает в силе обыкновенно в первоначальном периоде умственного развития, когда еще и не сознают его значения. Так, например, были мистики в средние века: Бернард Клервойский, Бонавентура, Эккард, Фома Кемпийский. Но не было недостатка в мистиках и в такие периоды, когда образование достигло уже значительной степени развития. К таким мистикам уже в начале новых времен относятся, например, Теофраст, Парацельс и Яков Бэм. Умеренный мистицизм заметен иногда даже у знаменитейших ученых, например, у Ньютона, Баадера, Шуберта. Причиною и поводом сильной наклонности к мистицизму бывает, с одной стороны, внутренняя и неистребимая потребность высших убеждений, касающихся жизни, а с другой — различные виды отрицания или препятствия нормальному их развитию. К таким препятствиям относятся долговременное преобладание безнравственности и безверия в целом периоде истории, долговременная личная рассеянность в жизни и даже тяжкие бедствия и лишения, потому что ими открывается в душевной жизни место развитию высших чаяний веры и упования.
МИСТИЦИЗМ
от греч. ???????? – таинственный) – в широком смысле истолкование явлений природы и общества как имеющих в своей основе таинственное, необъяснимое, сверхъестеств. начало. В этом смысле М. присущ всем без исключения религиям, в частности иудаизму, исламу, христианству, буддизму и др. В более узком смысле М. означает религ.-филос. концепцию, признающую возможность непосредств. сверхчувств. общения человеч. души с богом как "первичной духовной реальностью". Мистич. состояние сознания проявляется в фантастич. видениях, грезах, галлюцинациях, приступах экстаза и т.п. Как религ.-филос. явление мистика достигает наибольшего распространения в эпоху средневековья. Отношение христ. богословия и христ. церквей к М. было всегда противоречивым и определялось как историч. обстановкой, так и теми конкретными формами, в к-рых выражалось мистич. движение на том или ином этапе его развития. "Теория" божеств. откровения, лежащая в основе как иудейской, так и христ. догматики, по своему существу является выражением M. – она исходит из того, что авторы библейских книг писали их в состоянии боговдохновенности, т.е. духовно-мистич. единения с богом. Раннехристианские богословы Игнатий Антиохийский, Ориген, Августин активно пропагандировали М. По учению Оригена, цель жизни христианина заключается в достижении подобия Христу, а ступени совершенствования личности христианина означают ступени его приближения к полному слиянию с Христом. Дальнейшими проповедниками М. в христ. богословии явились Евагрий Понтийский и особенно автор Ареопагитик. В качестве формы теологич. обоснования М. в Ареопагитиках, а также у Симеона Нового-Богослова выступало т.н. апофатическое, или негативное, богословие, по к-рому постижение божества разумом возможно лишь в отрицат. определениях, указывающих на то, какие признаки ему не должны быть приписываемы, действительное же познание бога дается лишь мистич. озарением души верующего. Как для вост., так и для зап. христ. церкви М. представлялся всегда обоюдоострым оружием, – с одной стороны, усиливающим христ. рвение масс, а с другой, таящим в себе серьезную опасность для церкви, поскольку учение о непосредств. общении души верующего с богом легко переходило в представление о ненужности духовенства в качестве посредника между ними. Эта опасность ярко выразилась в ср.-век. мистике. В России М. нашел свое выражение в идеологии и культовой практике ряда сект хлыстовского направления. Участники "радений" при помощи различных средств психич. и физич. воздействия приводили себя в состояние исступления, рассматривавшееся как признак состоявшегося соединения с божеством. В наст. время эта практика сохранилась в секте пятидесятников. Как филос. явление, М. не пользовался сколько-нибудь значит. влиянием в эпоху, когда бурж. идеология разрывала феод.-религ. путы, о чем свидетельствует резко иронич. отповедь Канта Сведенборгу, виднейшему мистику 18 в. В бурж. философии 19 в. М. имел таких представителей, как Сен-Мартен, Баадер, поздний Шеллинг и др. Распространение М. резко усиливалось по мере загнивания бурж. культуры в эпоху империализма. Среди философов, обосновывавших М., наибольшую роль сыграли В. Соловьев, Джемс, Бергсон. К числу еще более поздних философов-мистиков относятся француженка Симона Вейль (1909–43), опубликовавшая кн. "Ожидание бога" (S. Weil, Attente de Dieu, [1950 ]), a также американец Уильям Стейс (р. 1886). В совр. богословии, а также в бурж. филос. лит-ре обоснование и оправдание М. находит все большее распространение. В условиях явного краха всей системы "рационалистического" богословия, оперирующего мнимо-логич. рассуждениями и претендующего на научность, идеологи религии вынуждены все больше прибегать к чисто мистич. фразеологии о неизреченной таинственности божеств. истин, о возможности их постижения лишь при помощи "религиозного опыта" (прагматизм), индивидуального религ. переживания (экзистенциализм), "встречи с богом" ("диалектическая теология" К. Барта). Лит.: Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.–Л., 1959; Джемс У., Многообразие религ. опыта, пер. с англ., М., 1910; G?rres J. von, Die christliche Mystik, Bd 1–4, Regensburg–Landshut, 1836–42; neue Aufl., Bd 1–5, Regensburg, [1879–80 ]; Steiner R., Das Christentum als mystische Tatsache und die Mysterien des Altertums, 3 Aufl., Lpz., 1910; Watkin E. I., The philosophy of mysticism, N. Y., 1920; Butler ?. С., Western mysticism..., L., [1922 ]; Thurston H., The physical phenomena of mysticism, Chi., 1952; Sсhоlem G., Die j?dische Mystik in ihren Hauptstr?mungen, Fr./M., 1957; Andrае Т., Islamische Mystiker, Stuttg., 1960. И. Крывелев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
МИСТИЦИЗМ
1. Совокупность разл. учений, основанных на принципах мистич. познания. Синонимами М. в этом значении явл. понятия «мистика», «тайное (сокровенное) знание», «тайноведение». Мистич. идеи и учения, взятые как целое, явл. одним из универсальных культ. феноменов, представленных во всех этнокульт. и цивилизационных контекстах, на всех уровнях познавательного освоения действительности — от первобытного магизма и ранних форм религии до филос. мысли современности. В этом кач-ве М. выступает как специфическая разновидность иррационализма. Ряд авторитетных исследователей полагают, что на ранних этапах своего развития чел. мышление в целом носило внелогический («пралогический») характер, опираясь на ценностно-целевой комплекс «мистич. соучастия» (Л.Леви-Брюль), «интимной имманентности» (Ж.Батай), «непосредственного мистич. чувства» (Н.О.Лосский) и т.п. В зависимости от культурно-интеллектуального контекста и системного оформления соответствующих идей можно выделить ряд осн. форм М.: первобытный М. — разл. виды магии, эзотерическая мифология, шаманизм, нагуализм, культ предков; религ. (теол.) М. — представленные во всех нац. и мировых религиях учения о тайной «истинной сущности» бога, постигаемой тем или иным мистич. способом; религ.филос. М. — как конфессиональный, так и внеконфессиональный; оккультизм. Элементы М. могут включаться в филос.-теор. системы рационалистич. типа (напр., учение О.Конта о Верховном Существе как о телесно-духовном единстве человечества), или, напротив, принципиально мистич. идеи могут получать вполне рациональное системно-логическое и категориальное оформление («мистич. рационализм» неоплатонизма, схоласт. теология (см. Богословие), философия всеединства В.С.Соловьева). Благодаря обширной критике М. (в основном в его религ. и оккультной формах) в просветительской и классич. европ. философии XVII—XIX вв., сам этот термин приобрел ряд негативных коннотаций (напр., как обозначение склонности к туманным, неясным, запутанным идеям), а слово «мистика» в обыденном понимании чаще всего ассоциируется с вымыслом, пустыми фантазиями или даже с абсурдом. Кроме того, в массовом сознании современности М. чаще всего отождествляется с разл. формами оккультизма и паранауки. Критика М. в этих проявлениях по-прежнему явл. одной из насущных задач науки и философии, рационально-светской культуры в целом. 2. Комплекс принципиальных гносеологич. установок, лежащих в основании разл. способов интуитивно-эмоционального отражения и системного познания действительности. Общим для всех моделей мистич. гносеологии явл. убежденность в том, что истина открывается лишь внерациональным способом субъекту, получившему спец. духовно-практ. подготовку или обладающему особым даром, врожденными способностями и т.п. Гл. цель адепта М. — получение мистич. опыта, содержание к-рого затем приводится в образную или системно-логическую форму. Отличиями мистич. опыта от интуиции в науч. познании и в практ. деятельности (см. Инсайт) явл., с одной стороны, особая эмоциональная насыщенность переживаний субъекта (часто доходящая до экзальтации) и, с др. стороны, ориентация на постижение некой трансцендентальной сущности (как правило, сверхъестественной), к-рая явл. не только объектом познания, но и поклонения. При этом «истина обо всем» обретается не вовне субъекта, а мыслится как сущностно имманентная (см. Имманентное и Трансцендентное) ему (ср. выражение Майстера Экхарта: «Глаз, коим я вижу Бога, суть глаз, коим Бог видит меня»). Т.о., процесс постижения истины должен сопровождаться внутр. духовной трансформацией субъекта и/или обретением сверхъестеств., «паранормальных» способностей (последнее подчеркивает генетическую связь М. с магическими практиками). В обоих случаях мистич. опыт результируется не как чистое знание, а как сверхрациональная и целостная мудрость. Осн. модели мистич. гносеологии различаются по принципу источника мистич. опыта: «внешн.» источник (бог, дух-покровитель, наставник-мистагог и пр.) предполагает М. откровения, благодати, избранничества; «внутр.» источник («глубинное сознание» или подсознание самого субъекта) предполагает М. интуитивистского рода (см. Интуитивизм). Методы и средства достижения мистич. озарения, просветления и т.п. разнообразны; их можно условно разделить на интеллектуальные: медитация (наиболее развитая в индо-китайской традиции М.), культивация веры (Августин), интеллектуальная саморефлексия (неоплатонизм, Дионисий Ареопагит), нравственно-эмоциональная самоотрешенность (Экхарт), мнемонические практики (Дж.Бруно), символическая экзегетика (ведантизм, герметизм, каббалистика) и т.д., а также практ.: разл. психосоматические практики (йога, дзен-буддизм), послушничество (гностицизм, неопифагореизм), подвижничество (правосл. старчество, толстовство), аскеза и магические ритуалы. Мн. религ.-филос. течения М. сочетают интеллектуальные и практ. методы, как напр., последователи исихазма, суфизма или дзен-буддизма. Одна из центр. проблем М. в его гносеологич. измерении — необходимость выражения «неисповедимого» мистич. опыта в форме, пригодной для интерсубъектной трансляции, с одной стороны, и сокрытие его «тайного смысла» от непосвященных, с др. стороны. Благодаря этому последователи М. внесли существенный вклад не только в лексич. аппарат религии и философии, но и в худ. словесность (особенно в поэзию) и в изобразительное искусство. Лит.: Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994; Бержье Ж., Повель Л. Утро магов. СПб., 1995; Беме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. М., 1991; Он же. Христософия. СПб., 1993; Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? М., 1984; Дюпрель К. Философия мистики. М., 2006; Заблуждающийся разум? Многообразие форм вненаучного знания. М., 1990; Лосский Н.О. Творческая, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995; Майстер Экхарт. Духовные проповеди и размышления. М., 1991; Он же. Об отрешенности. СПб., 2002; Мистики ХХ века: Энциклопедия. М.; СПб., 1996; Мистическое богословие. Киев, 1991; Плотин. Избр. трактаты: В 2 т. СПб., 1994; Сведенборг Э. О небесах, о мире духов и об аде. Киев, 1992; Соловьев В.С. Мистика // Философский словарь Вл.Соловьева. Ростов н/Д, 1997; Успенский П.Д. Новая модель мироздания. СПб., 1992; Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, розенкрейцеровской, герметической и каббалистической символической философии. Новосибирск, 1992; Хоружий С.С. Проблема личности в русской религиозной философии: мистика исихазма и метафизика всеединства // Хоружий С.С. После перерыва: пути русской философии. СПб., 1994; Швейцер А. Мистика апостола Павла // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь