группа людей, объединенных внешними договорными связями, в которых каждый преследует свои индивидуальные интересы и надеется достичь их как с помощью других, так и с помощью совместной организации; группа людей, выражающая мнение того или иного сообщества.
Понятия "общественность" и "коммуникативное действие" Юргена Хабермаса как инструмент анализа социал
Соловьева Е. В.
Рассматриваются проблемы поиска и рационализации механизмов построения социально-партнерских отношений в их идеальном представлении, приносящих реальную пользу.
Рыцарский идеал Н. А. Бердяева в книге "новое религиозное сознание и общественность"
Бойко Владимир Анатольевич
В публикациях Н.А. Бердяева 1904-1907 гг. намечены две линии идеализации рыцарства: как воплощение глубины средневекового мистического христианства и как благородный человеческий тип.
Общественно-экономические формации: сущность, структура, закономерности развития
Корякин Вячеслав Владимирович
На основе конкретно-всеобщего понимания человеческой сущности уточняется понятие формации и ее структура. Обсуждаются основные закономерности смены и соотношения формаций.
Социальная философия Просвещения об «Искусственности» общественно-исторического существования челове
Лукичева И. А.
В работе рассматриваются взгляды теоретиков социальной философии и философии истории Просвещения на проблему соотношения искусственного и естественного в общественной реальности.
К методологии общественно-политических и социальных наук
Шмоллер Г.
пер. с нем. Д.А. Шевченко, научный редактор В.М. Ефимов. Перевод статьи сделан по [Schmoller 1998]. (Здесь и далее примечания научного редактора перевода.
В статье рассматриваются проблемы модернизации России в первой половине XVIII века. Крупными фигурами русской философской мысли XVIII в. являлись Феофан Прокопович, Василий Татищев, Антиох Кантемир.
термины русской социальной философии, означающие соответственно внутреннее и внешнее начала в обществе как социальном целом. Соборность, по А. С. Хомякову (1804 – 1860) – это внутренняя духовная связь
система обществ. произ-ва, обществ. х-ва), целостная система производств. отношений определ. типа, образующая обществ. форму произ-ва. Социально-экономич. строй того или иного общества может вклюжат
Демократизация различных сторон общественной жизни в стране, начатая «перестройкой», рост национального самосознания народов и связанный с этим процесс религ. возрождения в регионах традиционн
категория советской политической экономии, констатирует, что общество через рынок фиксирует определенный уровень затрат труда, необходимый для производства определенного товара, санкционирует
материальные и нематериальные объекты, продукция, услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставлени
(общественно-экономические формации) понятие для характеристики общества, находящегося на определенной ступени исторического развития; исторически определенный тип общества. Понятие разработа
жизнеобеспечение общества в конкретно-исторических условиях, развитие его производительных сил, общей культуры, укрепление гражданского статуса отношений (гражданственности) и морально-правовы
модель, где единая мировая история рассматривается как процесс циклического развития замкнутых локальных культур. (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер,А.Тойнби). О. Шпенглер выделял в истории человечества
модель, выявляющая возможности общих закономерностей единого исторического процесса, анализирующая сущность и пути взаимодействия различных национальных образований. А.Тойнби, предложил принц
теория, восходящая к нововременным политологам Дж. Гоббсу, Дж. Локку, Ж.-Ж. Руссо, И. Канту (см.). Все они подчеркивали, что общество в отсутствие договора между его членами не в состоянии сохранять сво
идеалистическое учение о возникновении государства и права в результате сознательно заключенного между людьми договора. С т. зр. сторонников этой теории, об-ву и государству предшествует полная а
Общественное сознание – отражение общественно-исторического бытия человечества в идеологической жизни общества. Формами общественного сознания (их всего девять) выступают: язык, обыденное созн
формация - исторически конкретный тип общества, детерминированный способом производства. В марксизме структура общественно-экономической формации понимается как совокупность сущностных сторон
предсказание динамики развития общественной системы при выполнении в процессе критериологического синтеза определенных правил: Учет систем этики, функционирующих в обществе. Противостояние и б
Ядром диалектики является учение о противоречиях. «В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 227). Обращаясь к пр
анкета, задача которой – узнать мнение людей по какому-либо вопросу, что позволяет предвидеть итоги политического голосования (анкета Галлапа), определить способности и свойства характера персон
эффективность П. определяется прежде всего соблюдением презумпции утопизма, отказом от смещения идеологии и науки, от экстраполяции псевдомифа в будущее. П. требует выявления конкретного субъект
различают следующие: обыденное и теоретическое, а также общественную психологию и идеологию. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как эмпирическое отражение в