ТОЛАНД Джон
Источник: Философский энциклопедический словарь
Даты жизни. Родился 30.11.1670 в Редкастеле (Ирландия). Учился в университетах Англии, Шотландии и Голландии. Некоторое время жил в Берлине. Умер 11,4.1722 в Патни (близ Лондона).
Источник: Атеистический словарь
G. Berthold. J. Т. und der Monismus der Gegenwart, 1876; A. Seeber. J. T. als polit. Schriftsteller, 1933; G. Gawlick. Moralität und Offenbarungsglauben. Studien zum engl. Deismus, 1965.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Источник: Философский словарь. 1963
Источник: Советский философский словарь
В «Письмах к Серене» (1704) он попытался выяснить истор. причины происхождения религ. предрассудков, подверг критике идеи бессмертия души и свящ. происхождения королевской власти и пришел к выводу, что власти внушают народу страх перед богами, чтобы держать его в узде. Т. утверждал, что в основе всего сущего лежит материя, никем и никогда не созданная. Правда, в конце 5-го письма он неожиданно заявлял, будто причиной всего является бог, что противоречит всему содержанию писем. В одном из последних произведений, в «Пантеистиконе» (1720), Т. писал, что под именем бога следует понимать природу, Вселенную, «силу и энергию целого». Это уже являлось преодолением деизма и по сути атеизмом, хотя еще и облеченным в религ. словесную форму. В «Избр. соч.» Т. на русском яз. (М. - Л., 1927) опубликованы «Письма к Серене» и «Пантеистикон».
Яростная полемика, вызванная выходом книги Толанда, сделала его жизнь весьма неспокойной. Он объездил Ганновер, Голландию, Пруссию, Австрию в поисках богатых покровителей, но без особого успеха. Огромное значение для Толанда имели его трактаты против английских якобитов и "высокоцерковников ", благодаря чему он получил финансовую поддержку от Харли, графа Оксфордского. Судьба Толанда изменилась с приходом к власти вигов при короле Георге I; он даже занялся спекулятивными сделками в ЮжноМорской компании. Умер Толанд в Патни после недолгой болезни.
Толанд стал одним из наиболее известных английских деистов и был популярен среди авторов континентальной Европы. Отвергая христианские таинства и чудеса, не поддающиеся рациональному обоснованию, он придал английскому деизму новую острую направленность. Соответственно, Толанд критиковал ортодоксальные идеи о Троице и воплощении и проложил путь рациональной критики Св. Писания. По мнению Толанда, христианство следовало очистить от всего, что внесли в него обращенные евреи и "суеверные" язычники; тогда мы имели бы первоначальное, простое, чистое христианство, вполне согласующееся с современным рационализмом. Толанд не отрицал откровение, но отводил ему вспомогательную роль. В этом смысле идеи Толанда расходились с концепциями Локка и английских церковных деятелей, но именно они стали определять деистское мировоззрение. Толанд популяризировал деистские идеи, но одновременно вызвал широкую оппозицию в рамках Англиканской церкви. Однако в конечном счете возобладал подход Дж. Локка, отвергавшего скептицизм и опиравшегося на откровение; деизм Толанда остался уделом немногих интеллектуалов.
R. J. VanderMolen (пер. Ю.Т.) Библиография: J.C. Biddlе, "Lockes Critique of Innate Principles and Tolands Deism", JHI 37:41123; G. R. Cragg, Reason and Authority in the Eighteenth Century; DNB, XIX; P. Gay, The Enlightenment: An Interpretation; J. Orr, English Deism: Its Roots and Fruits; L. Stephen, History of English Thought in the Eighteenth Century; R. Stromberg, Religious Liberalism in EighteenthCentury England. См. также: Деизм; Просвещение.
Источник: Теологический энциклопедический словарь
А.А. Грицанов
Источник: Новейший философский словарь
В 1701—02 Толанд совершает путешествие в Германию по приглашению прусской королевы Софии-Шарлотты. Философские беседы, а затем и переписка с королевой Пруссии послужили основой для его главного философского сочинения «Письма к Серене» (1704). В 1707—10 Толанд снова путешествует по Европейскому континенту. Он посещает Германию, Вену, Прагу, Голландию. Возвратившись в Англию, Толанд поселяется в местечке Ипсом, где живет до 1718, занимаясь литературной деятельностью. В эти годы выходят работы «Адеисидемон» (1708), «Соображения по натурализации евреев» (1713), «Назарянин» (1718). Оказавшись в тяжелом материальном положении, Толанд продает дом и поселяется в семье сельского плотника в местечке Путней. Свои последние работы «Тетрадимус» и «Пантеистикон» Толанд публикует в 1720. Наиболее важные философские идеи Толанда содержат «Письмах к Серене», в которых он развивает учение о единстве движения и материи. Его никак не удовлетворяло учение Спинозы о субстанции и концепция Ньютона об абсолютном пространстве. Толанд сделал следующее заключение: «...движение столь же присуще материи, как и протяжение, и материя не есть и отнюдь не может быть неподвижной, мертвой и бездейственной глыбой, иначе говоря, пребывать в состоянии абсолютного покоя... если движение — существенное свойство материи, то оно должно быть существенно для ее определения» (Английские материалисты 18 в., т. l. M., 1967, с. 69, 156). По мнению Толанда, от движения «мировой материи» зависят всевозможные качественные определения вещей и тел, оно создает бесконечный круговорот природы и разнообразные формы всех телесных существ, возникающих и уничтожающихся в результате бесчисленных и естественных сочетаний, перестановок частиц материи. Однако Толанд в духе механистического материализма считал, что «изменения в частях не влекут за собой никакого изменения Вселенной, ибо ясно, что постоянные перемены, переходы и превращения материи не могут вызвать ни увеличения, ни уменьшения ее общего количества...» (там же, с. 169). В религиозных вопросах был деистом.
В «Пантеистиконе» Толанд пропагандирует позицию натуралистического пантеизма. «Все возникло из целого, и целое из всего». Вселенная бесконечна по протяжению, неподвижна в целом, одновременно неразрушима и необходима — и в смысле вечного существования в прошлом и вечного пребывания в будущем (там же, с. 357). Философские идеи Толанда оказали большое влияние на развитие философии в Европе и Северной Америке.
Соч.: The Miscellaneous Works, v. 1—2. L., 1747; Christianity Not Mysterious, 1696; Избр. соч. М.—Л., 1927; Английские материалисты 18 в., т. 1. M., 1967.
Лит.: Кузнецов В. ff., Мееровский Б. В., Грязное А. Ф. Западноевропейская философия 18 века. М., 1986.
В. Ф. Коровин
Источник: Новая философская энциклопедия
(30 нояб. 1670 – 11 марта 1722) – англ. философ-материалист. Образование получил в ун-тах Глазго, Эдинбурга и Лейдена. Деятельность Т. развернулась в период классового компромисса 1688 и политич. реакции. В соч. "Племя левитов" ("Tribe of Levi", L., 1691) и "Христианство без тайн" ("Christianity not mysterious", L., 1696) T. критиковал религию и духовенство. По постановлению ирл. парламента вторая книга была сожжена, а автор приговорен к тюремному заключению, но бежал. Республиканец по политич. убеждениям, Т. издал сочинения республиканцев Дж. Мильтона (1699) и Гаррингтона (1700). В осн. филос. соч. "Письма к Серене" ("Letters to Serena", L., 1704), в "Пантеистиконе" ("Pantheisticon", Cosmopoli, 1720) и др. работах Т. развивал материализм и приблизился к атеизму, оставаясь в целом в рамках деизма. В своих антиклерик. и антирелиг. выступлениях Т. критиковал религ. нетерпимость, отвергал идею бессмертия души, загробного воздаяния. Основой происхождения религ. воззрений Т. считал ложные представления о душе как самостоят. нематериальном начале. Т. подчеркивал политич. значение религии как средства власть имущих держать "... в вечном рабстве своих подданных..." (Избр. соч., М.–Л., 1927, с. 64). Материализм Т. примыкал к учению Спинозы. "... Во вселенной, – писал он, – существует только одна материя" (там же, с. 100). Она вечна, никем не сотворена, управляется объективными законами; состоит из элементарных частиц: "от их сложения, разъединения... происходят все вещи". Пустоты не существует. Вселенная едина и бесконечна и состоит из множества миров, представляет собой систему вихрей или водоворотов материи. В теории познания Т. сенсуалист, последователь Локка (последний, однако, отмежевывался от Т.). Значение Т. в развитии материализма состояло в том, что он, признавая движение атрибутом материи, начал преодолевать ограниченность метафизич. понимания движения. Т. критиковал Спинозу за идею неподвижности и неизменности субстанции. "Как понять, – спрашивал Т., – что материя есть ... субстанция, если она не одарена способностью действовать?" (там же, с. 98); "... материя по необходимости столь же действенна, как и протяженна..." (там же, с. 93). Без движения материя лишена всяких качеств. От движения зависят формы всех телесных существ, их рождение, развитие и гибель (см. тамже, с. 98). При этом Т. не сводил все формы движения к механической, понимая его более широко, – как всеобщую внутр. активность материи. Внутр. активность является источником и механич. движения как пространств, перемещения, к-рое есть лишь частный случай движения. "...Необходимо проводить различие между внутренней энергией, самодвижением или существенной активностью всякой материи... и теми пространственными движениями или перемещениями, которые представляют собою лишь различные модификации существенной активности" (там же, с. 110). Здесь Т. подходил к проблеме самодвижения материи. Т. отвергал ньютоновскую теорию абс. пространства как вместилища материи: "...бесконечная материя и есть реальное пространство и вместилище..." (там же, с. 123, ср. с. 104). Учение Т. было лишено идеи развития. В процессе движения, согласно Т., ничего нового не возникает, движение во Вселенной – это круговорот. Исходя из понимания внутр. активности материи, Т. критиковал идеи духовной субстанции и нематериальной души. Одновременно он подверг критике учение Спинозы о мышлении как атрибуте материи: "...мышление не может осуществляться иначе, как деятельностью мозга ... Мы ... не наблюдаем признаков мысли ни в чем, что лишено мозга..." (там же, с. 83). Материализм Т. и критика им религии оказали большое влияние не только в Англии, но и во Франции – на франц. материалистов 18 в., а также на Радищева и др. передовых философов 18 в. Соч.: "Письма к Серене" ("Letters to Serena") одно из наиболее важных соч. Т., вышло в 1704 в Лондоне. Пер. на франц. аз. выполнен Гольбахом и издан Нежоном под назв. "Lettres philosophiques sur l´origine des pr?jug?s", L., 1768; на нем.: В., 1959, вводная статья Э. Прахта; на словацк.: Bratislava, 1964, предисл. Т. Мюнца; рус. пер. И. Б. Румера с предисл. А. Деборина, в "Избр. соч.", М.–Л., 1927; The miscellaneous works, v. 1–2, L., 1747. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 138–48; т. 22, с. 299–301, 310–11; иx же, Избр. письма, М., 1948, с. 429–30; Ланге Ф., История материализма и критика его значения в настоящее время, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1881 (по имен. указат.); ?ымянский Г. С., Д. Толанд, "ПЗМ", 1924, No 10–11; Щеглов ?., Материализм Д. Т., там же, 1938, No 10; История философии, т. 2, М., 1941, с. 238–44; Салимова К. И., Материализм Д. Т., "ВФ", 1956, No 1; Деборин А. М., Социально-политические учения нового и новейшего времени, т. 1, М., 1958, с. 210–18; Веrthоld G., J. Toland und der Monismus der Gegenwart, Hdlb., 1876; Lantoine ?., J. Toland. 1670–1722, P., 1927; Seeber ?., J. Toland als politischer Schriftsteller, Freiburg–В., 1933 (Diss.); Muff M., Leibnizens Kritik der Religionsphilosophie von J. Toland, [Z.], 1940; Heinemann F. H., Toland and Leibniz, "The Philos. Review", 1945, v. 54, No 5, p. 437–57; J. Toland and the age of reason, "Archiv Philos.", 1950, No 4/1, p. 35–66; Crocker L. G., J. Toland et le mat?rialisme de Diderot, "Rev. d´histoire litt?raire de la France", 1953, an. 53, No 3, p. 289–95. Ю. В. Семенов. Саратов.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.