КСЕНОФАН

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КСЕНОФАН

ок. 570-480 до н.э.) – греческий философ, поэт и рапсод, один из первых критиков религиозного антропоморфизма.

Источник: Религиоведческий словарь

КСЕНОФАН
греческий философ, основатель школы элеа-тов (Колофон, Иония, конец VI в. до Р.Х.). Автор поэмы «Природа», от которой до нас дошло лишь несколько фрагментов. Развивает идеалистический пантеизм, оказавший большое влияние на его ученика Парменида.

Источник: Философский словарь

КСЕНОФАН

ок. 570-480 до н. э.) - ранний представитель др.-греч. антирелиг. свободомыслия, философ и поэт. В пантеистически окрашенной философии К. сильны материалистич. и диалектич. тенденции. Мир, по К., не создан богом. Одним из первых К. демифологи-зировал картину мира, дав природным явлениям естеств. объяснение. К. считал, что боги выдуманы людьми по их собств. образу.

Источник: Атеистический словарь

Ксенофан
ок. 570 - 478 гг. до н.э.) - древнегреческий поэт, странствующий философ, основатель Элейской школы. Прославился высказываниями о том, что люди выдумали богов по своему образу и подобию, что они переносят на них собственные черты и недостатки. Так, у эфиопов боги черны и курносы, а у фракиян - рыжеволосы и голубоглазы. По мнению самого Ксенофана, существует только один бог, и он един с природой.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

КСЕНОФАН
древнегреч. философ. Основал школу элеатов в Южной Италии, "первый среди элеатов цельный ум" (Аристотель). Хотя Ксенофан мыслил большей частью с помощью поэтических образов, нежели понятий, он боролся с антропоморфистским представлением о Боге. Выступая против такого представления, он требовал "мудрости", свободной прежде всего от чувственных образов. Именно в этом смысле понимал богов как одно и все. К природе он относился с благоговением, как к высшему совершенству. Но полной уверенности в существовании богов и общей, единой природы, считал Ксенофан, никто не достиг и не мог достичь, ибо если бы кому-нибудь и удалось стать на верный путь, то все равно он не узнал бы этого, т. к. все есть видимость. Известны "Фрагменты" стихотворений Ксенофана, в которых он излагает свое учение.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КСЕНОФАН (6—5 вв. до н. э.)

греч. философ, основатель элейской школы (Элеаты), поэт-элегик и сатирик. Известен как один из первых критиков антропоморфизма, а вместе с тем и всей мифологии: настаивал на том, что люди создают богов только по своему подобию и что всякое животное, если бы оно верило в богов, тоже представляло бы их в виде того или иного животного. Трактуя вместе со всеми досократиками бытие чисто материально, а именно как землю, воду и то, что из них произошло. К., однако, уже дошел до той степени абстракции, к-рая заставляла его видеть бытие везде одинаковым, тождественным себе и однородным, неизменным. Хотя сам К. еще не занимался проблемами единого и многого, тождественного и изменчивого, его взгляды способствовали постановке вопроса о диалектическом взаимоотношении этих категорий. В теории познания К. доказывал недостаточность чувственных данных, “мнений”.

Источник: Философский энциклопедический словарь

КСЕНОФАН
(Xenophanes) — греческий философ; p. 580—577 (Колофон, в Малой Азии) — ум. 485— 480 до н. э. (Элея, в Южной Италии). Основатель школы элеатов в Южной Италии, «первый учитель единства среди элеатских философов» (Аристотель). Мысля сам больше поэтически, чем понятийно, он тем не менее боролся с антропоморфными представлениями о Боге. Выступая против такого представления, он требовал «мудрости», свободной прежде всего от чувственной видимости. В этом смысле Одно, Все было для него божеством, он почитал Бога-природу как высочайшее; но полной уверенности относительно богов и общей, единой природы еще никто не достиг и никто не достигнет, а если бы кому-нибудь и удалось стать на верный путь, то все равно он не узнал бы этого, ибо видимость простирается над всем. Тексты: Capelle. Die Vorsokratiker, 1936, 1968 (КТА 119):
J. Mansfeld. Die Vorsokratiker, 1987. (На рус. яз.: А. О. Маковельский. Досократики, 1914. Ч. 1.)
N. Mavrokordatos. X., 1910; G. Calogero. Studi sill’eleatismo, Roma, 1932; A. Lumpe. Die Philos. des X. von Kolophon, 1952.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

КСЕНОФАН
(Xenophanes, ок. 580 - ок. 480 до п. э.) - др.-греч. философ элейской школы, поэт, один из видных представителей античного атеизма. Атеистич. взгляды К. характеризовались резкой критикой представлений древних греков о существовании богов и героев-полубогов, критикой веры в гадания и прорицания и пифагорейского учения о переселении душ. Важное место в атеизме К. занимала постановка проблемы происхождения религ. представлений. К. впервые в истории атеизма высказал догадку, что боги порождены фаптазией человека. В доказательство этого он указывал на антропоморфич. характер религ. представлений. Так, боги эфиопов черны и курносы, фракийцев - рыжи и голубоглазы. Быки, полагал К., если бы они умоли рисовать, как люди, создавали бы себе богов в бычьем образе. Атеизм К., несмотря на резкую критику мифологич. представлений, не был последовательным.- К. говорил о существовании единого бога, отличного как от людей, так и от греч. богов. Этим единым богом, как свидетельствуют сохранившиеся фрагменты сочинений К., он называл космос, природу. Антирелиг. взгляды К. были изложены в элегиях и поэме «О природе», к-рые сохранились лишь во фрагментах.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

КСЕНОФАН

ок. 570 - после 478 до н. э.), др.-грея, поэт и философ. После покорения греч. городов Ионии Гарпагом (540 до н. э.) эмигрировал и вел жизнь «скитальца» в течение 67 лет. По ряду свидетельств, восходящих к полушутливому пассажу Платона в «Софисте», К.- основатель элейской школы и учитель Парменида. Однако древность знала и др. взгляд на К. (совпадающий с мнением большинства совр. исследователей) как на «одиночку» (Диоген Лаэртий). Как странствующий учитель «мудрости», а также по своим просветит. установкам, этич. утилитаризму, гносеологич. релятивизму и эристич. приемам К. напоминает софистов 5 в. К. не выработал никакой филос. системы: взгляды, излагавшиеся им в различных стихотворениях, не свободны от противоречий. По своему стилю К.- полемист и сатирик, по своему этосу - ниспровергатель всех авторитетов эллинской культуры и религ.-нравств. реформатор. Осн. произв.- «Силлы» («Сатиры») в 5 книгах, направленные «против всех поэтов и философов» его времени, прежде всего против Гомера и Гесиода и их антропоморфных богов. Мифологиич. политеизму К. противопоставляет монотеистич. концепцию: «Один бог, наивеличайший среди богов и людей, не похожих на смертных ни телом, ни разумом»; «он весь целиком видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит», правит миром «силой ума» и вечно пребывает неподвижным. Согласно надежной традиции (Аристотель, Теофраст), К. отождествлял единого бога с универсумом. Учение о боге К. есть, т. о., пантеизм в его классич. оформлении. Гносеология, высказывания К.- первая в истории греч. мысли постановка вопроса о возможности и границах познания. Высшим и абсолютно достоверным знанием, по К., обладает только бог; человеч. знание не выходит за пределы субъективного «мнения» и имеет вероятностный характер. В сочетании с критикой всех филос. систем этот тезис делал К. в глазах антич. скептиков предтечей скептицизма. Впервые зафиксированное у К. противопоставление мнения и знания имело программное значение для антич. гносеологии. Утилитаризм К. имел не только социально-этич. (осуждение роскоши, бесполезность Олимпийских игр), но и космологич. следствия: «солнце полезно..., а луна не нужна».

Источник: Советский философский словарь

КСЕНОФАН (580, 577 до н.э. - 490, 485 до н.э.)
древнегреческий философ из г. Колофон (близ Милета и Эфеса). Профессиональный рапсод (сочинитель и исполнитель стихов под аккомпанемент кифары). Бродяжничал до возраста 92 лет. Ученик Анаксимандра. Был близок к школе элеатов: "первый среди элеатов цельный ум" (Аристотель). Но в отличие от последних интересовался преимущественно теологической и космологической (а не онтологической) проблематикой. Отвергал и подвергал критике антропоморфистские представления о богах (в частности, поэмы Гомера): "Что среди смертных позорным слывет и клеймится хулою - // То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули: // Красть и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро". Фундировал собственные рассуждения преимущественно яркими поэтическими метафорами. (Стал широко известен следующий фрагмент творчества К.: "Если быки, или львы, или кони имели бы руки // Или руками могли рисовать и ваять, как и люди, // Боги тогда б у коней с конями схожими были, // А у быков непременно быков бы имели обличье; // Словом, тогда походили бы боги на тех, кто их создал. // Черными пишут богов и курносыми все эфиопы, // Голубоокими их же и русыми пишут фракийцы".) Отдавал предпочтение "мудрости", свободной прежде всего от чувственных образов. К природе К. относился с благоговением как к высшему совершенству. Как указывал Аристотель, - "распространяя свое понимание на тотальность универсума, Ксенофан утверждает, что единое есть Бог". Согласно К., "Единое, Бог, высшее меж богов и людей, ни фигурой, ни мыслями на людей не похоже"; "все целое видит, все целое мыслит, все целое описывает... без усилий, силой лишь ума своего все приводит в трепет". При этом, по мысли К., полной уверенности в существовании богов и единой природы никто не способен достичь, ибо хотя бы некто и встал на верный путь, он бы не узнал этого, поскольку все есть видимость. (По легенде, когда Эмпедокл заметил К., что мудреца найти невозможно, тот отвечал: "Так оно и есть, ибо человек, желающий найти мудреца, должен быть мудрым сам".) Мысле-образы К. революционным путем трансформировали представления людей античного мира о божественном: последнее уже было невозможно представлять по формам и меркам человеческого.

Источник: История Философии: Энциклопедия

Ксенофан

ок. 565-ок. 478 до н.э.) - древнегреческий философ. Вел жизнь странствующего поэта. Много путешествовал по городам Древней Греции и Южной Италии, а под конец жизни поселился в Элее, городе Великой Греции - италийских колоний греков, которые возникли на территории Южной Италии и Сицилии. В этом городе зародилась после прихода эмигрантов из Ионии элейская школа.
Ксенофан не создал своей законченной системы, излагаемые им взгляды, представленные в поэтической форме, полны противоречий.
Основное его произведение - «Силлы» («Сатиры»), в котором он в полемической форме сатирически выступает «против всех поэтов и философов» своего времени.
Ксенофан выступал против множественности богов - представления, которое господствовало в то время. Для Ксенофана существует лить один Бог, и этот Бог - Вселенная. Тем самым он стоял на позициях пантеизма. Ксенофан полагал, что люди выдумывают богов по своему подобию и наделяют их своими собственными физическими чертами.
Философские взгляды Ксенофана характеризует следующее его высказывание: «Из земли все возникает, и в землю все возвращается». Подобным образом он говорил и о происхождении человека: «Ибо из земли все мы родились и из воды». Ксенофан первый среди древнегреческих мыслителей поставил вопрос о возможностях и границах познания. Лишь Бог обладает достоверным познанием, а человеческое знание довольствуется только вероятностными результатами и сводится к «мнениям» людей.
Ксенофана часто рассматривают в качестве предшественника скептицизма. Его концепция противопоставления мнения и знания имела большое значение для развития древнегреческой гносеологии.
Этические взгляды Ксенофана носили утилитаристский характер. Он рекомендует египтянам не оплакивать Осириса, так как он - бессмертный бог. С тираном он советует говорить пореже или как можно слаще. Он также считает, что не следует слишком много заниматься спортивными состязаниями, так как они бесполезны. Не следует отдавать предпочтение физической силе, «ибо наша мудрость гораздо лучше силы людей и лошадей». Утилитаризм Ксенофана распространяется и на космологию. Он говорил, что «Солнце полезно, а Луна не нужна».
Проблема единого бытия, поставленная Ксенофаном, была более основательно рассмотрена другими представителями элейской школы - Парменидом, Зеноном, Мелиссом.

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

КСЕНОФАН
КСЕНОФАН (?????????) из Колофона (ок. 570 - после 478 до н. э.), др.-греч. поэт и философ. После покорения греческих городов Ионии Гарпагом (540 до н. э.) эмигрировал и вел жизнь «скитальца» в течение 67 лет. По ряду свидетельств, восходящих к полушутливому пассажу Платона в «Софисте», К. - основатель элейской школы и учитель Парменида. Однако древность знала и другой взгляд на К. (совпадающий с мнением большинства современных исследователей) как на «одиночку» (Диоген Лаэртий). Как странствующий учитель «мудрости», а также по своим просветительским установкам, этическому утилитаризму, гносеологическому релятивизму и эристическим приемам К. напоминает софистов 5 в. К. не выработал никакой философской системы: взгляды, излагавшиеся им в различных стихотворениях, не свободны от противоречий. По своему стилю К. — полемист и сатирик, по своему этосу - ниспровергатель всех авторитетов эллинской культуры и религиозно-нравственный реформатор.     Основное произведение К. - «Силлы» («Сатиры») в 5 кн., направленные «против всех поэтов и философов» его времени, прежде всего против Гомера и Гесиода и их антропоморфных богов. Мифологическому политеизму К. противопоставляет монотеистическую концепцию: «Один бог, наивеличайший среди богов и людей, не похожий на смертных ни телом, ни разумом»; «он весь целиком видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит», правит миром «силой ума» и вечно пребывает неподвижным. Согласно надежной традиции (Аристотель, Теофраст), К. отождествлял единого бога с универсумом. Учение К. о боге есть, т. обр., пантеизм в его классическом оформлении. Гносеологические высказывания К. - первая в истории греческой мысли постановка вопроса о возможности и границах познания. Высшим и абсолютно достоверным знанием, по К., обладает только бог; человеческое знание не выходит за пределы субъективного «мнения» и имеет вероятностный характер. В сочетании с критикой всех философских систем этот тезис делал К. в глазах античных скептиков предтечей скептицизма. Впервые зафиксированное у К. противопоставление мнения и знания имело программное значение для античной гносеологии. Утилитаризм К. имел не только социально-этические (осуждение роскоши, бесполезность Олимпийских игр), но и космологические следствия: «Солнце полезно... а Луна не нужна».     Фрагменты: DK I, 113-139; Testimonialize е frammenti. Introd., trad, е comm. M. Untersteiner. Fir., 1967; Lesher J. H. Xenophanes of Colophon, Fragments: A Text and Translation with Commentary. Tornt, 1992.     Лит.: Jaeger W. W. The theology of the early Greek philosophers. Oxf., 1968; FraenkelH. Wege und Formen fruehgriechischen Denkens. M?nch., 1968; Lesher J. H. Xenofanes´ Scepticism, - Essays in ancient Greek philosophy. Vol. 2. Albany (N. Y), 1983; LebedevA. V. A new fragment of Xenofanes, - Studi di filosofia preplatonica. Nap., 1985, p. 13 sq.     А. В. ЛЕБЕДЕВ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

КСЕНОФАН

ок. 570 — после 478 до н. э.) — древнегреческий поэт и философ. После покорения греческих городов Ионии Гарпагом (540 до н. э.) эмигрировал и вел жизнь «скитальца» в течение 67 лет. По ряду свидетельств, восходящих к полушутливому пассажу Платона в «Софисте», Ксенофан — основатель Элейской школы и учитель Парменида. Однако древность знала и другой взгляд на Ксенофана (совпадающий с мнением большинства современных исследователей) как на «одиночку» (Диоген Лаэртий). Как странствующий учитель «мудрости», а также по своим просветительским установкам, этическому утилитаризму, гносеологическому релятивизму и эристическим приемам Ксенофан напоминает софистов 5 в. Он не выработал никакой философской системы: взгляды, излагавшиеся им в различных стихотворениях, не свободны от противоречий. По своему стилю Ксенофан — полемист и сатирик, по своему этосу — ниспровергатель всех авторитетов эллинской культуры и религиозно-нравственный реформатор. Основное произведение — «Силлы» («Сатиры») в 5 книгах, направленные «против всех поэтов и философов» его времени, прежде всего против Гомера и Гесиода и их антропоморфных богов. Мифологическому политеизму Ксенофан противопоставляет монотеистическую концепцию: «Один бог, наивеличайший среди богов и людей, не похожий на смертных ни телом, ни разумом»; «он весь целиком видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит», правит миром «силой ума» и вечно пребывает неподвижным. Согласно надежной традиции (Аристотель, Теофраст), Ксенофан отождествлял единого бога с универсумом. Его учение о боге есть, т. о., пантеизм в его классическом оформлении. Гносеологические высказывания Ксенофана — первая в истории греческой мысли постановка вопроса о возможности и границах познания. Высшим и абсолютно достоверным знанием, по Ксенофану, обладает только бог; человеческое знание не выходит за пределы субъективного «мнения» и имеет вероятностный характер. В сочетании с критикой всех философских систем этот тезис делал Ксенофана в глазах античных скептиков предтечей скептицизма. Впервые зафиксированное у него противопоставление мнения и знания имело программное значение для античной гносеологии. Утилитаризм Ксенофана имел не только социально-этические (осуждение роскоши, бесполезность Олимпийских игр), но и космологические следствия: «солнце полезно... а луна не нужна».
Фрагм.: DK I, 113—139; Testimonianze e frammenti, introd., trad. e comm. M. Untersteiner. Firenze, 1967; Lesher J. H. Xenophanes of Colophon. Fragments: A Text and Translation with Commentary. Toronto, 1992.
Лит.: Лебедев А. В. Фалес и Ксенофан. — В сб.: Античная философия в интерпретациях буржуазных философов. М-, 1981, с. 1—16; Jaeger W. W. The theology of the early Greek philosophers. Oxf., 1968; Frankel H. ege und Formen friihgriechischen Denkens. Miinch., 1968; Lesher J. H. Xenofanes Scepticism. — Essays in ancient Greek philosophy, v. 2. N. Y, 1983; Lebedev A. V. A new fragment of Xenofanes. - Studi di filosoria preplatonica. Napoli, 1985, p. 13 sqq.
А. В. Лебедев

Источник: Новая философская энциклопедия

КСЕНОФАН
К о л о ф о н с к и й (?????????) (6–5 вв. до н.э.) – др.-греч. поэт и философ, считавшийся, согласно псевдоаристотелевскому трактату "О Ксенофане, Зеноне и Горгии", основателем элейской школы. В воззрениях К. сильны материалистич. и диалектич. тенденции. К. – автор элегий (одну из них Пушкин дал в свободном переводе – "Чистый лоснится пол", В 1, Diels 9), в к-рых он осмеивал культ физич. силы (В 2), выступал против роскоши (В 3) и пьянства (В 5), проводил орфич. мотивы (см. Орфики) переселения душ (В 7). В пародийных "Силлах" К. дал знаменитую критику антропоморфизма, к-рая является первой сознат. попыткой опровержения мифологии: "Но если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать произведения [искусства ], подобно людям, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей, быки же похожими на быков, и придавали бы [им ] тела такого рода, каков телесный образ у них самих [каждый по-своему ]" (В 15, ср. 16). В этом смысле К. порицал антропоморфич. изображение богов у Гомера и Гесиода (В 10–12). К. резко критиковал различные философ. школы (А 22, 25). Т. о., в художеств. произведениях К. чувствуется филос. мысль. Направленность ее заключается в том, чтобы мыслить бытие, с одной стороны, вполне материально и в его эволюции: "Из земли все [возникло ], и в землю все обратится в конце концов" (В 27), "земля и вода есть все, что рождается и растет" (В 29, ср. В 33). К. мыслит постепенную эволюцию Земли, учитывая, между прочим, на основании личных наблюдений отпечатки морских растений и животных на суше (А 35). Ему принадлежит целая космогония, типичная вообще для досократовской философии (В 38–48; В 30–33). С др. стороны, К. уже дошел до той степени абстракции, чтобы мыслить материю как единое сущее, совмещающее в себе осн. противоречия материи как филос. принципа. Это бытие и повсюду разное (признается постепенная эволюция материи), и повсюду однородное и в этом смысле шаровидное (шаровидность допускается здесь, очевидно, как символ всеобщей однородности, или, как мы теперь сказали бы, одинаковой удаленности всего от центра). Все и ограничено и безгранично. Все едино и множественно. Все телесно и бестелесно. Все божественно и материально. Все сущее и не-сущее. Все является сознанием, ощущением, мышлением; и все – материально. Среди многочисл. мотивов натурфилософского, критико-мифологич. и поэтич. содержания и в дошедших до нас фрагментах К. убежденно проводится мысль о непрерывности, единстве, вечности, неразрушимости и неизменяемости сущего (см. особенно А35–38), что, несомненно, оказало решающее влияние на всю элейскую школу. Философия К. впоследствии толковалась и теологически (см. у Климента Александрийского, В 23; у Секста-Эмпирика, В 24; у Симпликия, В 25–26), и материалистически (см. у Аэция, В 27; у Секста-Эмпирика, В 33). Соч.: Die Fragmente der Vorsokratiker. Griechisch und deutsch, von H. Diels, Bd 1, 9 Aufl., В., 1960; Маковельский ?., Досократики, ч. 1, Каз., 1914, гл. 11 (пер. фрагментов из трудов К. и лит. о нем). Лит.: Mандес М. И., Элеаты, О., 1911, с. 45–100; История философии, т. 1, [М. ], 1940 (по указат. имен); История философии, т. 1, М., 1957 (по имен. указат.); Berger H., Untersuchungen ?ber das kosmische System des Xenophanes, "Ber. der k?nig. S?chs. Gesellschaft der Wissenschaften zu Leipzig. Philol.-hist. Cl.", Bd 46, 1894, S. 15–64; Mavrokordato N., Der Monotheismus des Xenophanes, Lpz., 1910 (Diss.); Fr?nkel H., Xenophanesstudien, "Hermes", 1925, Bd 60, H. 2, S. 174–192. А. Лосев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Ксенофан
(ок. 570 – ок. 478 до н. э.)
«Единое – главный закон бытия»
С именем Ксенофана из г. Колофона связан один из переломных моментов в истории античной философской мысли. Прожил он весьма долгую жизнь, в постоянных странствиях и путешествиях, без определенного места жительства, без семьи. Себя он называл бродячим поэтом и свои философские взгляды излагал только в поэтической форме.
В его учении мы впервые встречаем соединение двух философских тем: размышления о первоначале природы у него тесно переплетаются с проблемой постижения сущности богов, изображаемых в различных мифических представлениях. Как мы помним, в учениях предыдущих философов какаялибо из стихий признавалась «ведущей» и обеспечивала многообразие природы с помощью того или иного закона, «механизма». Однако нельзя забывать и о том, что в те времена молодойеще философии приходилось вести отчаянную борьбу за овладение умами античного общества. Причем соперницей ее выступала уже зрелая, хорошо разработанная мифология. И не только греческая, но и египетская, и месопотамская, и ближневосточная. Нелишне напомнить, что мифология долгое время была единственным средством объяснить и обосновать полную картину возникновения и развития мира и космоса. С помощью многочисленных богов и полубогов она довольно легко и обстоятельно отвечала на многие насущные вопросы и проблемы. Таким образом, в мифологии роль вечных философских законов, по которым живет и развивается природа, играли божественные силы. В массовом сознании античного общества вера в безусловную мудрость и справедливость мифических персонажей подкреплялась простотой и ясностью их помыслов и действий. На этом фоне сложные философские конструкции, требующие соответствующей подготовки и значительных усилий ума и воображения, явно уступали. В этих условиях развенчание мифологических богов как природообразующих сил было главной задачей философии. И вот, в лице Ксенофана мировая философская культура получила одного из самых язвительных и непримиримых критиков мифологических представлений. «Разум» едва ли не впервые в истории всерьез ополчился против «Веры».
Острие своей критики Ксенофан в первую очередь направил против т. н. антропоморфизма мифологии, т. е. против изображения богов в виде людей. Дело в том, что скитальческий образ жизни позволил Ксенофану познакомиться со многими странами и народами, и везде он наблюдал одну и ту же картину. Боги всех народов не только имели человеческое обличье, но и мыслили и действовали как люди. Более того, они рождались, умирали и при этом обладали всеми человеческими пороками и недостатками – обманывали, интриговали, крали, прелюбодействовали. Но более всего удивило Ксенофана то, что у разных народов боги и выглядели поразному: «Эфиопы – черными и с приплюснутыми носами, фракийцы – рыжими и голубоглазыми…»
А что было бы, саркастически спрашивает Ксенофан, если бы животные могли изображать своих богов? Быки изваяли бы статуи боговбыков, а кони – боговконей и т. п. Одним словом, с точки зрения здравого смысла все эти боги – всего лишь плод человеческой фантазии, вымысел. Однако Ксенофан не был атеистом, он просто предлагал взглянуть на божественную природу поиному. Какими же воспринимает богов Ксенофан? В первую очередь, заявляет он, существует всегонавсего один единый бог! Таким образом, выясняется, что представления о единобожии существовали у древних греков еще за пять столетий до Рождества Христова. Далее, Ксенофан в общих чертах дает характеристики этого бога, которого он называет Единое. Вопервых, он не имеет никакого конкретного облика и содержания. Правда, он обладает самой идеальной, по античным представлениям, шарообразной формой. Только шар, по мнению греков, может выступать универсальной моделью космоса, т. к. именно в шаре мы встречаем равноудаленность всех точек окружностей от центра. Кроме того, Единое вечно, т. к. истинный бог не может существовать временно, т. е. рождаться и умирать. Далее, Единое однородно, т. к. ничто совершенное не может состоять из частей, т. е. иметь возможность разделения на части. И, наконец, Единое неподвижно, «ибо не подобает ему быть то в одном месте, то в другом». Иными словами, если в какойто точке космоса нет бога, то там образуется «провал» бытия, пустота, ничто. А это несовместимо с идеей совершенного, вездесущего бога. При этом только Единое может обладать абсолютным знанием и пониманием, говорит Ксенофан. Человеческие возможности познания ограничены, мы можем иметь всего лишь мнение о природе вещей.
Что касается первооснов природы, то, по некоторым сведениям, Ксенофан считал, что таковых две – земля и вода, а все процессы превращений мировых элементов происходят по воле Единого. Это Единое и есть главное условие бытия вещей. Однако остались вопросы относительно самого этого бытия: каково оно? Почему оно именно такое, а не иное? Есть ли чтонибудь противоположное ему? Казалось, что ответить на них – значит найти разгадку всех тайн мироздания и наконецто полностью объяснить картину мира. Но это было делом будущего поколения.

Источник: Философия. Краткая история.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

УЧЕНИЕ КСЕНОФАНА ИЗ КОЛОФОНА И ПАРМЕНИДА ЭЛЕЙСКОГО О ВРЕМЕННОЙ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ

Воробьев Дмитрий Валерьевич, Смирнова Елена Владимировна
Введение: цель данной статьи обозначить основные сложности, связанные с временной и пространственной бесконечностью, а также рассмотреть пути их решения в контексте философии Ксенофана из Колофона и Парменида Элейского.

Похожие термины:

  • КСЕНОФАН из Колофона

    (ок. 570 г. - после 478 г. до н. э.) - древнегреческий философ. Платон в диалоге «Парменид» высказал мысль, что Ксенофан является основателем школы алеатов. Хотя, несомненно, взгляды Ксенофана повлиял и на
  • Ксенофан Колофонский

     (6—5 вв. до н. э.) — греч. философ, основатель элейской школы, поэт-элегик и сатирик. Известен как один из первых критиков антропоморфизма, а вместе с тем и всей мифологии; настаивал на том, что люди с
  • Элейская школа. Идея и парадоксы бытия Феномен Ксенофана

    "Зачинателем элейской школы, — свидетельствует Климент Александрийский, — был Ксенофан Колофонский", который, "по словам Аполлодора... родился 50-ю олимпиаду [580-577 гг. до н.э.] и дожил до времени Дария