КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ
КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ
(от лат. cultus почитание) — почитание объектов религиозной веры, поклонение им; совокупность специфических действий, обрядов и ритуалов, регламентированных вероучением.
КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ
лат.–почитание): 1) Совокупность специфических действий, обрядов и ритуалов, обусловленных верой в сверхъестественное, регламентированных вероучением и обеспечивающих, по убеждению верующих, прямую и обратную связь с объектами поклонения – духами, божествами, Богом, святыми и т. п. Религиозный культ – неотъемлемый компонент любой религии, начиная с ранних ее форм и кончая современными. Организуется и проводится профессиональными служителями культа. Включает в себя различные виды богослужения, молитвы, песнопения, принятие соответствующих поз, поклонение иконам и т. п. В одних конфессиях религиозный культ доминирует и отличается многообразием форм (православие, католицизм), в других сведен к минимуму и упрощен (протестантизм). 2) Почитание объектов религиозной веры, поклонение им, например, культ Богородицы, культ святых и т. д.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Культ религиозный
(лат. cultus — уход, почитание) — совокупность религ. действий, связанных с отношением к сверхъестественному. Содержание культовой деятельности определяется представлениями о сверхъестественном, его функциях в мире, характере его отношений к человеку и человека к нему и т. д. Культовая деятельность носит иллюзорно-практический характер. Выделяются две основные разновидности К. р. — дюгия (колдовство) и умилостивительный (пропициальный) культ. Возникнув в первобытном об-ве, магия впоследствии стала элементом всех религий классового об-ва. Умилостивительный культ обращен к духу или богу. К средствам К. р. относятся храмы (молитвенные дома), религ. искусство, крест, церк. утварь, священнические облачения и т. д. К элементарным культовым актам относятся поклоны, коленопреклонение, крестное знамение и пр. Более сложными являются — обряды, богослужения, праздники. К. р. находится в теснейшем взаимодействии с другими элементами религии, способствует укреплению религиозности людей, упрочению связи верующих с церковью.
КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ
лат. сultus - почитание) - вид релит. деятельности, практически-духовного освоения мира. Объектом являются осознаваемые в форме религ. образов силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни. Содержание, значение и смысл К. р. придают соответствующие религ. верования, догматы, идеи, мифы. Различают 2 осн. разновидности К. р. - магию (колдовство) и умилостивитель-ный (пропициальный) культ. Возникнув в первобытн. об-ве, магия впоследствии стала элементом всех религий клас. общества. Умилос-тивительный культ обращен к духу или богу. Субъектом культовой деятельности может быть религ. группа или верующий индивид. Религ. группа как субъект К. р. неоднородна: состоит из лиц, осуществляющих руководство -шаман, жрец, священник, пастор, раввин, мулла, проповедник и т. д., - и большой группы лиц, действующих под их руководством. Средствами К. р. являются храм, молитв, дом, религ. искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные предметы (крест, свечи, церк. утварь, священнические облачения и т. д.). На основе религ. взглядов складываются определенные нормы, эталоны, т. е. предписания, что и как нужно делать. Средства и способы культовой практики имеют символич. значение. К элементарным культовым актам относятся поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы, сложение рук, крестное знамение и т. д. Более сложными являются жертвоприношения, обряды, проповедь, молитва, богослужение, праздники и пр. Результатом культовой деятельности является удовлетворение потребностей религ. Во время отправления К. р. под влиянием религ. искусства могут удовлетворяться и эсте-тич. потребности. К. р. находится во взаимодействии с др. элементами религии.
Источник: Атеистический словарь
КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ
(лат. cultus - уход, почитание) - религ. почитание к.-л. предметов или воображаемых сверхъестеств. существ, обрядовая сторона религии. В широком смысле в понятие К. р. включаются все виды действий, связанных с религ.-магич. представлениями: всевозм. обряды (обычно магические), жертвоприношения, молитвы, богослужения, «таинства», мистерии, релиз, праздники, а равно и относящиеся сюда предметы: свящ. изображения, фетиши, святилища, храмы, принадлежности религ. обрядов. В более узком смысле под К. р. разумеются только те религ. обряды, к-рые имеют целью умилостивление сверхъестеств. существ (умилостивительный, или пропициальный, культ). В таком случае в понятие К. р. по включаются магич. (колдовские) обряды и обряды заклинания духов (экзоркизм). Происхождение и развитие К. р. - одна из осн. сторон происхождения и развития религии вообще. В литературе не раз ставился вопрос об истор. и логич. соотношении К. р. и верований. Большинство бурж. ученых полагает, что К. р. вырос па основе верований: т. к. люди верили в духов, божества и др., то они и совершали обряды для их умилостивления или обезврежения. В противоположность этому нок-рые исследователи утверждают, что, хотя К. р. и верования (мифы) находятся в постоянном взаимодействии между собой, скорее первичны обряды (вначале - непроизвольные, позже магич. действия), т. е. К. р., а верования (мифы) чаще возникают как истолкование обрядов. Формы К. р. соответствуют истор. формам религии: тотемич., погребальный, родовые и семейные культы, промысловый культ, аграрный и др. Можно также выделять виды К. р. по объектам: культ солнца, неба, воды, животных (зоолатрия), деревьев, огня и пр. Развитие и усложнение К. р. тесно связано с обособлением отдельной обществ, группы - жречества, духовенства.
КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ
от лат. cultus—почитание, поклонение) — в широком смысле богопочитание вообще; в узком — комплекс религиозных акций, выражающих почитание Бога или богов со стороны приверженцев той или иной религии. Каждая религия имеет особый культ. Вместе с тем можно выделить общие элементы в различных культах: молитвы, жертвоприношения, общественные богослужения, посты, религиозные праздники, процессии, паломничества к «святым местам», а также частные действия, связанные с религиозным оформлением значимых событий человеческой жизни (рождение, совершеннолетие, вступление в общину, брак, болезнь, смерть). Внешней формой культа является ритуал — индивидуальные или совместные действия, преследующие религиозные цели. Религиозный ритуал (обряд) имеет двойной смысл: с одной стороны, он соотносит события и факты человеческой жизни с Богом как трансцендентной реальностью, имеющей решающее значение для человека; с другой — формирует и поддерживает социально-психологические структуры сознания на основе общепризнанных в данном сообществе религиозных ценностей. Т о. религиозный культ имеет одновременно «вертикальное» и «горизонтальное» измерения, будучи выражением как глубинной религиозной потребности человека, так и его нужды в том, чтобы его индивидуальная и общественная жизнь получила сакральное обоснование и оправдание. Секулярная культура сохранила многие ритуалы и праздники, имеющие религиозное происхождение, однако отношение к религиозному культу может служить критерием для различения религиозного и пострелигиозного сознания. Для первого ритуал является одним из способов вступления в контакт с Божественным, тогда как для второго он имеет сугубо земное, функциональное значение, соответствующее потребности человека во внешнем выражении и закреплении его психологических переживаний. Так, сегодня инаугурация президента или рождественская семейная трапеза для большинства людей остаются полностью светскими событиями, хотя в прошлом подобные события воспринимались участниками как религиозные акции. Таким же образом для многих крестины и церковное погребение являются лишь архаичным и традиционным способом ритуального оформления событий естественного характера. В настоящее время религиозный культ в собственном смысле существует только внутри религиозных сообществ.
А. И. Кырлежев
А. И. Кырлежев
Источник: Новая философская энциклопедия