ОБЫЧАЙ

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОБЫЧАЙ
исторически сложившаяся социальная норма, определяющая поведение людей в той или иной сфере их жизнедеятельности.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Обычай
традиционно установившийся порядок поведения, основанный на привычках, относящийся к коллективным формам действия.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

ОБЫЧАЙ
совокупность общепринятых норм, регулирующих повседневные отношения людей и опирающихся на неформальный социальный контроль.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Обычай
традиционно установившееся правило, которое воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Обычай старше закона, он являлся формой регуляции поведения в догосударственном обществе.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ОБЫЧАЙ
образ действий, принятый в обществе. Право изначально основано именно на обычае («по праву обычая»), что вовсе не означает, что оно основано на «обиходе», но на некоторой определенной традиции, обычно устанавливающей мир и поддерживающей согласие между людьми.

Источник: Философский словарь

ОБЫЧАЙ
исторически возникший, содержащийся в позитивном праве порядок общественной жизни; ставший всеобщим, привычным стиль действий и поступков (приличие), господствующий в определенном обществе или социальной группе, более или менее строго требующий соблюдения как от индивидов, так и от общества и соблюдающийся ими (хороший обычай - см. Этика).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Обычай
стихийно сложившийся способ действия, неписаное правило поведения. Исторически первичная форма права доклассового общества.
По мере развития государства уступает место закону, санкционируется государством (обычай делового оборота); международно-правовой обычай возникает в результате длительной и единообразной практики субъектов международного права, формирующей стереотипы их поведения по отношению к однородным объектам, по поводу однотипных проблем международных отношений.

Источник: Философия права, словарь-минимум

ОБЫЧАЙ
(Sitte) — исторически возникший, содержащийся в позитивном праве порядок общественной жизни; ставший всеобщим стиль действий и поступков (приличие), господствующий в племени, общине, сословии, требующий более или менее строгого соблюдения как от индивидов, так и от общества и соблюдающийся ими. Как и многие другие формы поведения и соглашения обычаи приобретают характер привычек. Но они более чем привычки; говорят только о хороших обычаях, поскольку с этим связана проблема долга, морального требования.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ОБЫЧАЙ
форма социальной регуляции жизнедеятельности человека, унаследованная из прошлого и привычная для людей. Обычай – повторяющиеся, устойчивые способы поведения людей в определенных ситуациях; элементы культуры, складывающиеся веками; образцы прошлого опыта жизни. В качестве обычаев выступают религиозные обряды, формы праздников, производственные и бытовые навыки, характеризующие данный народ, его культурную особенность. В современном обществе господство обычая, непременное следование ему значительно утрачено в силу большей раскрепощенности и свободы людей, а также, и в силу их большей социальной разобщенности.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Обычай
Привычка, но не индивидуальная, а скорее социальная. Возникнув прежде нас, обычай формирует нас или ведет по жизни. Привычку мы приобретаем, обычаи – впитываем в себя, порой переставая их замечать. «Нравственные законы, о которых принято говорить, что они порождены самой природой, – пишет Монтень, – порождаются, в действительности, тем же обычаем. […] Отсюда и проистекает, что все отклонения от обычая считаются отклонением от разума» («Опыты», I, 23; ср.: Паскаль, «Мысли», 125–92 и 126–93).
Обычай является также одним из источников права или одним из его принципов. Он может иметь силу закона, но лишь тогда, когда не противоречит законам.

Источник: Философский словарь.

Обычай
форма социальной регуляции деятельности. которая является унаследованной из прошлого и привычной для людей. Обычаи существуют в некоторых областях общественной жизни. В обычае всегда осуществляется неуклонное следование образцам прошлого. В качестве обычаев могут выступать религиозные обряды, гражданские праздники, производственные навыки и т. д. При помощи обычая передается социальный и культурный опыт от поколения к поколению. Обычай сплачивает людей. Существование обычаев связано с повторяемостью социальных, и производственных циклов. Они характерны для первобытного, рабовладельческого и средневекового общества. В современном обществе власть обычая в значительной степени подорвана.

Источник: Человек и общество. Культурология

ОБЫЧАЙ
повторяющиеся, привычные способы поведения людей в определенных ситуациях. К О. относятся общепринятые приемы в труде, распространенные в данном об-ве формы взаимоотношений людей в быту и семье, дипломатические и религиозные ритуалы и др. повторяющиеся действия, отражающие особенности жизни племени, класса, народа. В О. находят свое проявление и нравы об-ва. О. формируются исторически. На их возникновение и характер влияют особенности истории народа, его хозяйственной жизни, природно-климатические условия, социальное положение людей, религиозные воззрения и т. п. О. имеют силу общественной привычки и влияют на поведение людей. Поэтому они подлежат моральной оценке. Нек-рые О. тесно связаны с интересами существовавших ранее классов, поэтому они могут иметь характер пережитков прошлого.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Обычай
устойчивые правила поведения людей, установившиеся в течение длительного времени и регулирующие их «образ жизни» в той или иной сфере (напр., при встрече гостя, вступлении в брак, проведении праздников и т. п.). В О. проявляются правы, но не только они. На возникновение и характер О. влияют особенности истории народа, его хозяйственной жизни, природно-климатические условия, социальное положение людей, религиозные воззрения и пр. При социализме складываются своп О., сохраняются некоторые старые. Не все О., образовавшиеся в прошлом, прогрессивны. Социалистическому об-ву, напр., приходится вести борьбу с О., принижающими женщину (возникшими еще в период феодализма). О. имеют силу общественной привычки и влияют на поведение людей. Поскольку О. имеют социальную природу, они подлежат моральной оценке.

Источник: Философский словарь. 1963

ОБЫЧАЙ
в широком значении — разновидность обряда, по сравнению с которым О. представляет собой более частный и менее формализованный фрагмент культурной традиции, укорененной в повседневном существовании человека. Если рассматривать О. в историческом аспекте, то он выступал в качестве главного регулятора поведения людей лишь на ранних, архаических стадиях развития человеческого общества. Основной особенностью О. была его способность определять наиболее простые формы поведения человека в качестве некоего целостного и привычного образца (напр., трудовые приемы, проявления праздничной культуры, этикет, правила питания и гигиены). О. чаще всего не является предметом обсуждения или объяснения, а воспринимается как власть массовых привычных норм и ориентиров. Через О. происходят процессы воспитания, социализации человека и его первоначальное приобщение к сфере морали. Поэтому как форма регуляции социальной и духовной деятельности людей и их отношений О. находит свое обоснование в виде предписаний из прошлого, которые не подлежат обсуждению или отмене. В то же время знакомство с какой-либо иной культурой, как правило, обычно начинается с освоения О. как первичного «языка» и формы другой культуры. В современном мире, отличающемся динамизмом и тесным взаимодействием культур, О. является одним из конкретных проявлений национальной культурной самобытности отдельных народов того или иного типа цивилизации.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

ОБЫЧАЙ,
унаследованная стереотипная форма социальной регуляции деятельности, к-рая воспроизводится в определ. обществе или социальной группе и является привычной для их членов. Термин «О.» часто отождествляется с терминами «традиция» и «обряд» («ритуал»), однако в отличие от традиции О. функционирует лишь в отд. областях обществ. жизни и выражает наиболее неуклонное следование воспринятым из прошлого образцам. Обряд же только разновидность О., символ определ. социальных отношений, в то время как О. может быть и средством практич. преобразования и использования различных объектов.
В качестве осн. регулятора отношений между людьми О. выступает гл. обр. в архаич. (докапиталиетич.) обществах. О. служит средствОдМ приобщения индивидов к социальному и культурному опыту, передачи его от поколения к поколению, он регламентирует поведение индивидов, поддерживает внутригрупповую сплоченность, освящает различные объекты и социальные отношения. В роли О. могут выступать производств. навыки, религ. обряды, гражд. праздники и т. д. С появлением гос-ва и права целый ряд О. был санкционирован господствующим классом и включен в систему правовых норм. С развитием капитализма, расширением связей между различными культурами, секуляризацией обществ. жизни и т. д. власть О. в целом оказалась подорванной. Динамизм совр. социальной жизни, развитие пром-сти, средств массовой коммуникации, урбанизация усиливают этот процесс, выдвигая на первый план в качестве регулятора обществ. деятельности социальные институты; О. сохраняются в наиболее «чистом» виде в сфере быта, морали (нравы) и гражд. обрядности. Роль О. определяется гл. обр. системой обществ. отношений, в к-рую они включены; в этой связи О. разделяются на прогрессивные и реакционные, устаревшие.
В СССР и др. социалистич. странах ведется борьба с устаревшими О., утверждаются новые гражд. обряды и О.

Источник: Советский философский словарь

ОБЫЧАЙ
вид общественной дисциплины; исторически сложившаяся и распространенная в об-ве или коллективе форма действий, повторяющихся в определенных обстоятельствах. Социальная жизнь при всем ее разнообразии и сложности характеризуется частой повторяемостью сходных ситуаций, к-рые требуют от людей однотипных поступков. Общепринятые приемы и способы труда, повторяющиеся в рамках одного об-ва формы общественно-политической деятельности, брачно-семейной жизни, взаимоотношений людей в быту, религиозные ритуалы и т. п. - все это и составляет О. в самом широком смысле слова. Посредством их происходит передача форм массовой деятельности от коллектива к отдельной личности. к-рая усваивает их в процессе общественного воспитания, и от поколения к поколению, к-рые их сохраняют и последовательно передают дальше. К О. же в более узком смысле слова относят только такие действия, к-рые воспроизводятся массами стихийно. Поэтому к О. нельзя, напр., отнести распорядок деятельности, предусмотренный к.-л. инструкциями. От О. также отличают общественные навыки, к-рым специально обучают; формы производства и распределения, поскольку они регулируются отношениями собственности; санкционированные об-вом правила, поддерживаемые властью государства правовые нормы (Мораль и право). О., к-рые поддерживаются посредством моральных отношений, называются нравами (см. также Привычки). Хотя О. являются составной частью нравственной деятельности, к ним не сводится моральное поведение. Ведь мораль предполагает наряду с общепринятыми нек-рые исключительные действия (героизм, подвиг, подвижничество). Кроме того, моральные требования и действия часто выше обычных форм поведения, иногда даже отрицают существующие устои жизни, имеют прогрессивно-исторический, смысл, устремлены в будущее, тогда как О, лишь воспроизводит те формы поведения, к-рые уже установились. О. представляет собой элемент принятого в об-ве образа жизни, к-рый, в свою очередь, слагается из совокупности различных О. При развитии об-ва, и особенно при переходе от одной социальной формации к др., происходит преобразование и ломка О., борьба старых и новых О. Напр., победа социализма над капитализмом в повседневной жизни об-ва как раз и состоит, как указывал В. И. Ленин, в творчестве новых форм общественной дисциплины и преодолении пережитков старого в поведении людей, т. е. в формировании новых О., отвечающих условиям социалистической действительности.

Источник: Словарь по этике

ОБЫЧАЙ

- исходный, наиболее простой тип культурной регуляции на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в опр. время и в опр. месте. О. в отличие от привычек имеют социальную природу; привычки же являются проявлениями идиосинкратич. поведения индивидов, связанного с уникальным биогр. опытом. Концепт О. подразумевает не только статистич. показатели существования того или иного поведения, но и прескриативный компонент: такого поведения придерживаются все члены об-ва при любых обстоятельствах, и нарушение О. может повлечь за собой санкции начиная с обществ, неодобрения до остракизма или иных форм наказания. Термин "О." может отождествляться с терминами "традиция", "обряд", "ритуал", "нравы", "привычки". Однако традиция относится все же к более широкому кругу явлений и к более дифференцированным формам регуляции деятельности, хотя и получает при этом семантич. перегрузку. Обряд и ритуал - формализованное поведение или действие, имеющее прежде всего символич. значение, лишенное непосредств. целесообразности, но способствующее упрочению связей либо между постоянными членами группы, либо во взаимодействии между группами.
Термин "нравы" обычно выражает сложившиеся формы регуляции массового поведения. Впрочем, в культурологич. контексте "нравы" могут обозначать более подвижный, изменчивый слой привычного поведения, подверженный дифференциации в зависимости от социальной среды, психол. состояния тех или иных слоев, истор. ситуации и т.д. Крупномасштабные перемены в нравах влекут за собой постепенный сдвиг в более широких сферах культуры, что отнюдь не означает утраты ею своей кач. определенности.
Хотя в качестве осн. регулятора поведения О. выступает лишь в примитивных этногр. об-вах, в устойчивой бытовой среде, инертных социальных группах, он присутствует и на всех более продвинутых ступенях обществ. развития. Социально признанные образцы складываются в обычаи, через к-рые накопленный опыт передается из поколения в поколение. К О. можно отнести и традиц. трудовые приемы, формы поведения, жизненного уклада, воспитания. В повседневной жизни действуют привычные правила гигиены, сложившиеся варианты общежития. О. регулируются часы и условия приема пищи, сна. Выбор пищи диктуется отнюдь не только потребностями организма, но и традициями. О. общепризнаны и утверждены властью массовой привычки. Они большей частью не получают объяснения и могут не осознаваться самими членами коллектива.
О. играет важную роль в воспитании, способствуя приобщению к культуре ребенка или же взрослого человека в инокультурной среде. Включение в культурную деятельность в данном случае сводится к знакомству с опр. образцами; суть поведения не объясняют, а просто знакомят с О., к-рый выполняет функцию обязательного для исполнения образца поведения. Образец может быть положительным (так надо поступать) или отрицательным (так не надо поступать). О. может выступать как решит, вмешательство в жизнь индивида, резко поворачивающее его естеств. или привычную жизнь. Такого рода формализованные О., совершаемые в опр. месте и в положенное время по спец. поводам, называют обрядами. В выборе обряда человек еще менее свободен, чем в простом О., т.к. он связан с выполнением публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в данном об-ве. В каждом об-ве существуют обряды посвящения индивида в данное об-во или в возрастную группу (наречение имени, крещение, запись имени, инициации, выдача паспорта и т.д.), дни рождения и юбилеи, свадьбы и похороны и т.д. Коллективные, обществ, и гос. обряды напоминают о целостности об-ва, зафиксированной в памятных датах. Обряд утверждает преемственность нового со старым, его принятия как утвердившегося в об-ве положения, что происходит, например, в случае утверждения нового главы гос-ва: венчание на царство, клятва нового президента и т.п.
Лит.: Суханов И. В. Обычай, традиции и преемственность поколений. М., 1976; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Об-во. М., 1992; Сепир Э. Обычай // Сепир Э. Избр. труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
Б. С. Ерасов

Источник: Культурология. XX век. Энциклопедия

ОБЫЧАЙ
древнейшая форма хранения и передачи социального опыта (культуры) от поколения к поколению и от общества к индивиду. В социологии, этнографии и истории культуры под О. понимаются исторически сложившиеся стереотипные способы поведения, к-рые представляют собой стандартизованные действия, совершаемые множеством людей и воспроизводимые в неизменном виде в течение длит. историч. периода (этим О. отличается от моды – кратковременной формы массового поведения). В самом широком смысле О. представляет собой элемент деят. стороны социальной культуры (в отличие от ее предметной стороны – орудий труда, предметов потребления, продуктов духовного произ-ва). Сюда входят способы и приемы труда, общепринятые формы общественно-политич. жизни, взаимоотношений людей и т.п. В собств. смысле О. отличают от тех более сложных форм массовой деятельности, к-рые регулируются посредством особых социальных институтов и знаковых систем (приемы и методы труда, поскольку они вырабатываются с помощью науки и усваиваются в процессе спец. обучения, способы произ-ва и распределения, правовые нормы, распорядки различных организаций и т.д.). О. – это простейшая форма социального контроля (дисциплины), здесь еще не вычленяются отдельно субъект, объект и процесс деятельности, а способ (норма) поведения не фиксируется отдельно от самой деятельности в виде знаковой модели. По механизму своего воспроиз-ва О. – это общепризнанная норма поведения, неофициально "узаконенная" властью массовой привычки, традиции и обществ. мнения (хотя сам факт обязательности данного О. может и не осознаваться людьми) и стихийно воспроизводимая действиями множества людей. Поддержание О. и приобщение к нему индивидов может осуществляться без особой целенаправленной деятельности со стороны кого-либо. В этом отношении О. отличается от моральной нормы поведения (см. Нормы социальные). На ранних ступенях развития цивилизации О. служит основной, если не единств. формой трансляции культуры и обществ. контроля. Появление формальных норм в вост., антич. и феод. обществах не подрывает еще господствующей роли О. в повседневно-практич. отношениях людей. Разложение "традиц." типов культуры происходит с развитием безличных форм социальной зависимости, формально-институциональных норм и совр. науч. мышления. В результате О. все более вытесняется в неофиц. сферы человеч. отношений (быт, семья). Причем в этой сфере О. часто смешивают с ритуалом. В действительности же значение О. не ограничивается этими обрядами и даже сферой быта вообще, они сохраняются как момент почти всяких узаконяемых в обществе способов действия – в виде привычек, навыков, стереотипов обыденного мышления и т.п. В процессе "интернализации" социальных норм они превращаются из внешне заданных требований во "внутреннюю" склонность, "жизненную потребность" индивидов, в результате чего рационально обоснованные правила воспринимаются агентом деятельности как не разложимые на составные части стереотипы действия и осуществляются подсознательно, "автоматически" (подобно трудовым навыкам). С этим процессом в марксистской теории связывается становление коммунистич. обществ. отношений, к-рое предполагает замену правовых и др. гос. регуляторов нравств. обычаями, формирующимися в ходе развития социальной активности нар. масс. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 308–87; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; ?ард Ж., Законы подражания, пер. с франц., СПБ, 1892; Rоss ?. ?., Social control, N. Y., 1901; Sumner W. G., Folkways, Boston, 1907; Mc Dougall W., The group mind, Camb., 1921; Bogardus E., Fundamentals of social psychology, N. Y.–L., 1924; Ginsberg T., The psychology of society, 3 ed., L., [1928 ]; Coyle G., Studies in group behavior, N. Y., 1937; Parsons T., The structure of social action, Glencoe (Ill.), 1949; Zipf G., Human behavior and the principle of least effort, Camb. (Mass.), 1949; Mac Iver R. M. and ?age С. H., Society. An introductory analysis, L., 1952; La Piere R. T., Theory of social control, N. Y., 1954; Вernard J. S., American community behavior, N. Y., [1962 ]. О. Дробницкий, Ю. Левада. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ОБЫЧАЙ
стереотипизированная форма деятельности, лежащая в основе структур повседневности конкретных этнических и социальных групп. Будучи способом закрепления в исторической памяти наиболее значимых элементов социального опыта, О. служит для их диахронной передачи и последующего воспроизведения. В этом плане О. выполняет ряд социальных функций, являясь носителем кода социальной информации, средством самоорганизации общности людей, первичным регулятором отношений между членами социума и др. В отличие от традиции, которая также относится к числу стереотипизированных схем деятельности, но задает лишь самую общую направленность поведения членов социума, О. учитывает ситуативный характер человеческой деятельности и задает более детальные предписания того, как необходимо действовать в той или иной ситуации - по принципу "так было всегда" или "так поступают обычно (т. е. - в повседневности)". Однако, в отличие от ритуала или обряда, О. еще не алгоритмизирует поведение субъекта, допуская известную степень его вариативности. О. формируются в процессе непосредственной коллективной деятельности людей, выступая тем собственно социальным фактором, который, во-первых, обеспечивает процесс адаптации социума к условиям среды и, во-вторых, выполняет роль первичного регулятора отношений между членами социума. В доиндустриальном обществе О. является непосредственным источником нравственных, правовых и иных социальных норм, причем связь последних с О. настолько тесна, что формируются целые специфические системы, скажем, обычного права. Формируясь в процессе непосредственной коллективной деятельности, О. имеют весьма высокую степень устойчивости, хотя степень их императивности может варьироваться в зависимости от исторического типа общества, этнокультурных особенностей и т. д. Помимо высокой степени устойчивости, особенностью О. является то, что способы кодирования и расшифровки социальной информации в нем включают и бессознательные составляющие, что предполагает необязательность специализированных институтов, рационализированных схем для передачи и усвоения социокультурного опыта. О. носят коллективный характер, формируются и изменяются в деятельности больших масс людей. В силу этих своих особенностей О. выступают способом именно межпоколенных связей, обеспечивая устойчивость культуры во времени. И жизнеспособны они в том случае, если обусловливают динамизм преемственности в культуре, поддерживая оптимальное взаимодействие между ее предшествующими и последующими состояниями, между старым и новым в ней.
Именно благодаря О. новые инокультурные "включения", постепенно трансформируясь, становятся элементами данного культурного типа, на те же из них, которые не вписываются в существующую систему культуры, О. налагают определенные запреты. Иначе говоря, О. жизнеспособны и устойчивы до тех пор, пока они выполняют функцию "клапана", пропускающего в систему культуры только те влияния извне, которые "органичны" для нее в силу ее исторической подготовленности к их восприятию. Кроме того, О. существенно влияют на то, как проникающее в культурную систему внешнее воздействие меняет свое качество, т. е. они способны определенным образом трансформировать внешнее воздействие, чтобы адаптировать его к специфике данной культуры. Наконец, О. способны управлять процессом усложнения структуры, роста многообразия в системе культуры. В определенном смысле они как бы ограничивают ее эволюцию, "отвечая" при этом за сохранение специфики культуры. С этой т. зр. можно видеть, что роль О. в различных сферах: хозяйственной, бытовой, духовной и т. д. - неодинакова. Дело в том, что каждая подсистема культуры имеет свое время бытия, и сосуществование их носит атемпоральный характер. Так, если, скажем, материальная или политическая культура более динамичны, то культура духовная трансформируется весьма медленно, и О. в этой сфере более устойчивы и наиболее императивны. И зачастую именно они, формируя ценностные ориентации народа или эпохи, оказывают активное сдерживающее влияние на развитие производственных технологий, организационных отношений и пр.
Мы не можем рассматривать О. как некие абсолютно "застывшие" формы деятельности, неизменные ее стандарты. В истории любого народа или эпохи есть периоды "отказа" от тех или иных образцов деятельности, более или менее продолжительные во времени. Так, развенчание прежних кумиров посредством их осмеяния в период ранней военной демократии - пример отказа от старых О.
Появление викингов было ознаменовано разрушением старых религиозных О. у скандинавов, когда объектами поклонения становились боги - "асы", "воры" "разбойники", "убийцы". Динамика О ~ это постоянный процесс преодоления тех его сторон, которые не обеспечивают процесс самоорганизации культуры. Причем, темп динамики О. зависит, во-первых. от интенсивности их влияния на всю систему культуры в период ее устойчивого развития и, во-вторых, от силы внешних влияний.
В. А. Алексеева

Источник: Современный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
346.61 кб

2018.04.037. РЭДКЛИФФ-БРАУН А.Р. АНДАМАНЦЫ. ГЛ. 5. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ АНДАМАНСКИХ ОБЫЧАЕВ И ВЕРОВАНИЙ: ЦЕ

Читать PDF
361.01 кб

2019.02.021. РЭДКЛИФФ-БРАУН А.Р. АНДАМАНЦЫ. ГЛ. 5. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ АНДАМАНСКИХ ОБЫЧАЕВ И ВЕРОВАНИЙ: ЦЕ

Читать PDF
424.07 кб

2017.02.017. МАРТИНО Г. КАК НАБЛЮДАТЬ: НРАВЫ И ОБЫЧАИ (ФРАГМЕНТЫ ИЗ КНИГИ). (ПЕРЕВОД С АНГЛ.).* MART

Мартино Г.
Читать PDF
340.38 кб

2016.03.017. МАРТИНО Г. КАК НАБЛЮДАТЬ: НРАВЫ И ОБЫЧАИ (ФРАГМЕНТЫ ИЗ КНИГИ). MARTINEAU H. HOW TO OBSE

Мартино Г.
Читать PDF
380.65 кб

2016.04.019. МАРТИНО Г. КАК НАБЛЮДАТЬ: НРАВЫ И ОБЫЧАИ (ФРАГМЕНТЫ ИЗ КНИГИ). (ПЕРЕВОД С АНГЛ.)* MARTI

Похожие термины:

  • ОБЫЧАЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ

    стереотип поведения, связанный с соблюдением норм религ. вероучения или традиций и реализующийся гл. обр. в сфере семейно-бытовых отношений. В отличие от обряда, О. р. не является совокупностью особ
  • Коми-пермяков религиозные верования и обычаи

    Коми-пермяки населяют гл. обр. Коми-Пермяцкий авт. окр. и частично Кировскую и Пермскую обл. Общая численность составляет 147,3 тыс. чел. По своему вероисповеданию большая часть коми-пермяков правосл
  • Коми религиозные верования и обычаи

    Подавляющее большинство народа коми (прежнее название коми-зыряне) живет на северо-востоке европ. части России, в Республике Коми (291,5 тыс. чел.). Отдельные локальные группы живут в Архангельской, М