род. 25 июня 1903, Мотихари, Индия - ум. 21 янв. 1950, Лондон) англ, писатель, один из классиков современной антиутопии. После второй мировой войны оказал значительное влияние на всю западную общественную мысль своими произв., резко обличительно направленными против тоталитаризма в любой его форме. Его сатира "Ферма животных" ("Animal farm", 1945) проповедует абсолютную бессмысленность разрушительной революционной борьбы, а роман-антиутопия "1984 год" (1949) изображает общество полностью тоталитарного иерархического строя, покоящегося на изощренном физическом и духовном порабощении людей, абсолютном попрании свободы и достоинства личности, общество материальных лишений, всеобщего страха, шпионажа, доносов и ненависти. Его работы явились своеобразным предостережением западным демократиям об опасностях тоталитарного перерождения. Многие образы, метафоры и афоризмы Оруэлла широко применяются современными социологами, политологами, журналистами, справедливо полагающими, что в произв. писателя предвосхищены многие тенденции развития и феномены 20 в.
ОРУЭЛЛ ДЖОРДЖ
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
[псевд.; наст. имя и фам. Эрик Артур Б л э p (Blair)] (25.6.1903, Мотихари, Индия, - 21.1.1950, Лондон), англ. писатель и публицист. Представитель совр. антиутопии, оказавший после 2-й мировой войны значит. влияние на зап.обществ. мысль и бурж. социологию. В кон. 20-х гг. сблизился с мелкобурж. радикалами; в рядах анархистской орг-ции ПОУМ участвовал в гражд. войне 1936-39 в Испании, был ранен и, разочаровавшись в революц. идеалах, перешел на позиции либерального реформизма и антикоммунизма. Большое влияние на творчество О, оказали Дж. Свифт, С. Батлер, Дж. Лондон, Д. Лоренс, Е. И. Замятин. Известность О. принесли очерки о бедственной жизни англ. шахтеров, воспоминания о войне в Испании, лит.-критич. и публицистич. работы. Однако лит. и политич. репутация О. связана почти исключительно с его сатирой «Ферма животных» («Aniinal farm», 1945), проповедующей бессмысленность революц. борьбы, и с романомантиутопией «1984 год» (194?), в к-ром изображается общество, идущее на смену капитализму и бурж. демократии. Непосредств. целью этого романа было развитие до логич. абсурда концепции Дж. Бернхема о т. н. революции управляющих и ее социологич. и лит.-художеств, критика. Будущее общество, по О. - тоталитарный иерархич. строй, покоящийся на изощренном физич. и духовном порабощении масс, полном попрании свободы и достоинства личности; это общество материальных лишений, всеобщего страха и ненависти.
С субъективно-идеалистич. позиций О. рассматривает проблемы отчуждения, свободы и необходимости, истинности знания, манипуляции, сознанием и поведением личности, пытается обосновать волюнтаризм в политике. Предостережение о нек-рых опасных тенденциях и протест против подавления свободы личности сочетаются с проповедью бесперспективности освободит. борьбы трудящихся за лучшее будущее, что позволило идеологам реакции воспользоваться творчеством О. для широкой антикоммунистич. пропаганды. Мн. образы, метафоры и афоризмы О. широко употребляются в совр. бурж. социологии, политологии, журналистике и пр. В 60-70-х гг. на Западе возрос интерес к идейному наследию О., за к-рое ведут острую борьбу как реакционные, ультраправые силы, так и мелкобурж. радикалы, усматривающие в О. предшественника «новых левых» и считающие, что мн. тенденции совр. зап. общества предвосхищены в оруэлловских описаниях 1984 года,
Источник: Советский философский словарь
А.А. Грицанов
Источник: Новейший философский словарь
(псевдоним Эрика Артура Б л э р а; Blair; 1903 – 21 янв. 1950) – англ. писатель и публицист. Представитель антиутопич. лит-ры, О. приобрел известность антикоммунистич. сочинениями и оказал серьезное влияние на формирование обществ. мнения в капиталистич. странах Запада, а также на совр. бурж. социологию. О. родился в Индии, в семье англ. колониального чиновника, окончил Итонский колледж в 1922; служил в брит. полиции в Бирме. Затем уехал в Европу, где бедствовал много лет. Подпал под влияние троцкистов; в рядах их военной организации ПОУМ участвовал в гражд. войне в Испании; вскоре разочаровался в своих революц. и демократич. идеалах. В годы 2-й мировой войны О. служил в англ. ополчении, был рабочим на заводе; с 1943 – комментатор, а затем директор еженедельника "Tribune". Первые произведения О. во многом автобиографичны и описывают жизнь и борьбу обездоленных и деклассированных слоев общества. Известность О. принесли кн. "Ферма животных" "Animal farm" (1945), проповедующая бессмысленность борьбы угнетенных за свое освобождение, и позже "1984 год" (1949) – роман-антиутопия, описывающий ужасы тоталитарного гос-ва, к-рое идет на смену капиталистич. обществу и бурж. демократии. Этот роман представляет собой своеобразную интерпретацию и литературно-художеств. критику концепции Дж. Бернхема о т.н. революции управляющих. Действие романа происходит в утопич. Океании, одной из трех супердержав, поделивших между собой земной шар и ведущих непрерывную войну друг с другом с целью эксплуатации дешевой рабочей силы в тропич. странах и увековечивания власти новой олигархии над собств. народом. Будущее общество, по О., выглядит как кастовый, иерархич. строй, покоящийся на суровом полицейском режиме, изощренном духовном порабощении масс и полном попрании свободы и достоинства личности вплоть до пресечения любви и семейных привязанностей; это – общество материальных лишений, всеобщего страха и взаимной ненависти. В текст романа вплетены две главы – "Война – это мир" и "Невежество – это сила", в к-рых приводятся псевдотеоретич. обоснования подобного строя, а в приложении дан трактат "Принципы новоречи", своего рода руководство о том, как исключить всякую возможность появления еретич. мыслей в сознании людей посредством соответствующей трансформации языка. На протяжении всего романа рассматривается целый ряд филос. и социологич. проблем: происхождение и социальные корни отчуждения, свобода и необходимость, смысл политич. власти, социальные последствия научных и технич. открытий, роль идеологии и возможность манипуляции обществ. и личным сознанием, излагаются доводы в пользу субъективного идеализма, волюнтаризма в политике и необъективности нашего знания. Предостережение о нек-рых опасных тенденциях в обществ. развитии и протест против подавления свободы личности сочетаются с проповедью безысходности борьбы за лучшее будущее. Обе книги О. были изданы миллионными тиражами, переведены на многие языки мира. Стараниями бурж. пропаганды они оставили серьезный след в мировоззрении мн. людей капиталистич. Запада. Мн. образы О. стали нарицательными, а его афоризмы превратились в "крылатые выражения" в бурж. журналистике и лит-ре. В наст. время к книгам О. постоянно обращаются во взаимной полемике как антикоммунистич., ультраправые элементы, так и либеральные деятели, напр. Фромм, к-рый видит "много... черт нашего теперешнего западного общества в оруэлловских описаниях 1984 года" (см. "1984", 26 th. ed., Afterworkd, p. 266, (?. ?., 1962). Соч.: Down and out in Paris and London, L., 1933; Burmese days, N. Y., 1934; The road to Wigan Pier, L., 1937; Homage to Catalonia, L., 1938; Coming up for air, L., 1939; Inside the whall, L., 1940; The Lion and the Unicorn. Socialism and the English genius, L., 1941; Critical essays, L., 1946; James Burnham and the managerial revolution, L., 1946; Shooting an elephant, L., 1950; Selected writings, L., 1958 Лит.: Мортон А. Л., Англ. утопия, пер. с англ., М., 1956, гл. 7; Семенов Ю. Н., Обществ. прогресс и социальная филос. совр. буржуазии, М., 1965, гл. 2, § 2. Э. Араб-Оглы. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.