ПАРАЦЁЛЬС Ауреол Теофраст

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское]

ПАРАЦЁЛЬС Ауреол Теофраст
(1493—1541) - выдающийся врач и естествоиспытатель эпохи Возрождения, родом из Швейцарии. П. одним из первых по прошествии средневековья провозгласил идею об опытном звании, как основании всякого научного познания, и резко выступил против ср.-век. авторитетов, считая, что гл. задача врача, ученого - изучение не книг, а самой природы. П. пытался в форме панпсихизма представить мир как самодвижущееся единое целое, а человека - как его составную часть. Рассматривая жизн. процессы в организме как процессы химические, П. первым попытался соединить медицину, к-рую считал всеобщей наукой, с химией и призывал химиков готовить лекарства, а не искать фантастич. филос. камень. Связанный господствовавшими в его время антинаучными концепциями, П. в объяснении мира оставался сторонником антропоцентризма, полагал, что все проникнуто таинств, духовной силой «археем», и верил в действенность магии. Однако смелые научные идеи П. в целом были (Направлены на преодоление ор.-век. мистики и схоластики. Общая сущность его мировоззрения была гуманистической и стихийно-материалистической. П. верил в силу человеч. разума, стремился к распространению знаний среди народа. Он нападал на католич. церковь и духовенство, критиковал Библию (напр., в вопросе о происхождении человека), стремился судить о религии с позиций науки. Деятельность П., вызвавшая гонения со стороны церковников, способствовала расшатыванию и ниспровержению религ.средневек. мировоззрения.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ПАРАЦЕЛЬС Ауреол Теофраст
(псевдоним Филиппа Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма) — врач и философ; р. 1493 (Эйнзидельн, Швейцария) — ум. 24.9.1541 (Зальцбург). Хотя Парацельса еще при жизни называли «Лютером медицины», однако он подвергался жестоким преследованиям, а в последние 12 лет жизни был обречен на скитания по Южной Германии и Швейцарии. Медицина, по Парацельсу, является всеобъемлющей общей наукой, опирающейся на достижения физики, химии, физиологии и соединяющейся с философией и теологией. От учения Галена о четырех соках он ушел вперед, достигнув динамически-функционального понимания жизненных процессов. Основные положения его учения: все наше знание является самооткровением, а все наши возможности — результат взаимодействия с природой, имеющей божественное происхождение. Все существа возникают в результате соединения видимого, элементарного, земного тела и недоступного наблюдению небесного, астрального жизненного духа (Парацельс называет его архе). У человека, представляющего собой «микрокосм», добавляется еще «деалическая» («dealische»), т. е. божественная душа, являющаяся источником познания, нравственности, блаженства. Поэтому больной человек болен телесно, душевно и духовно и его необходимо лечить в соответствии с этими тремя формами его заболевания. Традицию Парацельса продолжал, в частности, ван Гелъмонт. Осн. соч.: Die Geheimnisse, 1941; Theologische und Religionsphilosophische Schriften, 1955—1973; Werke, 11 Bde., 1589—1591 (1975—1977); Werke, 14 Bde., 1922— 1933; Werke, 5 Bde., 1965—1968. (На рус. яз.: Магический архидокс, 1997.) — Библиография:
К. Sudhoff. (Hg.). Bibliographia Paracelsica, 1922— 1933, 1958. Gundolf. R, 1927; K. Sudhoff. R, 1936; W.-E. Peuckert. T. R, 1941 (Repr. 1976); F. Spunda. Das Weltbild des R, 1941; L. Englert. P. Mensch und Arzt, 1941; H. Kern. Von P. bis Klages, 1942; A. Vogt. P. als Arzt und Philosoph, 1956; S. Domandl. Erziehung u. Menschenbild bei R, 1970; F. Weinhandl. P.-Studien, 1970; H. Schipperges. P. Der Mensch im Licht der Natur, 1975; S. Domandl (Hg.). P. Werk u. Wirkung, 1975; H. Schipperges. Die Entienlehre des P. — Aufbau und Umriß seiner theoret. Pathologie, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961