ПЕРВООСНОВА

Найдено 1 определение
ПЕРВООСНОВА
представление о хаотическом, недетерминированном бытии чистых абсолютов - идеального Оно-в-себе и реального Нечто-в-себе. Это представление присутствует в большинстве исторических, религиозных, философских памятниках древности, трактующих вопросы о происхождении мироздания. Схематически это представление может быть развернуто следующим образом. Раздельное бытие противотождественностей вновь порождает взаимное притяжение, вызывая процесс слияния двух абсолютов в сингулярности. Это момент бытия, когда в идеальном, в бесконечно малой точке реальное переходит из Нечто-в-себе в Нечто-в-оно, т. к. только в сингулярности может возникнуть единство творящего идеального (содержания) и нейтрального реального (формы).
В момент перехода противотождественностей Оно-в-себе и Нечто-в-себе в сингулярность (в Нечто-в-оно) бытие абсолютов переходит в небытие, которое вновь отрицается бытием. Абсолюты, породив дискретный универсум - материю, сами обретают дискретность и являются в бытии относительностей. Иначе говоря, в материи абсолюты обретают дискретность, переходя в состояние относительности, что дает возможность из абсолютного покоя обрести форму движения, придав абсолютный характер самому движению, где взаимодействие противоречий является качественной стороной выражения (движение), а время - количественной.
Слияние противотождественностей носит характер когерентной интерференции. Единство противотождественностей является принципом бытия относительностей, и наоборот. Первым противоречием является переход Нечто-в-оно в Нечто-в-себе и Оно-в-себе их единство (пространство) в материи. Вторым противоречием является взаимодействие (движение), т. е. стремление к отчуждению противотождественностей, к переходу из Нечто-в-оно в Нечто-в-себе и в Оно-в-себе. Третьим противоречием является отчуждение противотождественностей (время), т. е. переход из Нечто-в-оно в Нечто-в-себе и Оно-в-себе с вновь возникающим притяжением противотождественностей.
Переходя в Нечто-в-оно, абсолюты декретируются, обретая бытие в относительности, а сама дискретность, будучи абстрактным результатом противоречий абсолютов, трансформируется в конкретные противоречия относительностей - в пространство, время, движение. Результатом этих противоречий является непрерывная дискретность.
Одновременная направленность дискретности к бесконечно малому и к бесконечно большому говорит об иерархическом строении материи и становления. На определенном этапе развития материи идеальное проявляется в виде живого и начинается его бытие в относительном. В живом начинается бытие идеального в относительном, становясь в итоге сознанием. С появлением сознания пассивное отчуждение абсолютов в относительностях переходит в стадию активного отчуждения, т. к. сознание порождает идеальные реальности. Идеальные реальности - это символические продукты бытия человека. Мир идеальных реальностей - это отчужденный мир.
Поскольку бытие человека протекает в границах его познания, эти границы зависят от степени отчуждения. Человек является продуктом синтеза относительностей - материи и сознания, однако начало единства относительностей (появление сознания) совпадает с началом отчуждения абсолютов. Идеальные реальности - это форма бытия понятий.
Однако для появления идеальных реальностей и развития процесса отчуждения нужна операционная система, каковой является человеческий язык. Благодаря языку, как окружающий мир, так и созидаемый человеком мир идеальных реальностей непрерывно дискретируются. С осознания бытия идеальных реальностей начинается целенаправленная, практическая и научная эпоха освоения информационных технологий. В сфере философии данная эпоха будет означать производство понятий как идеальных реальностей. (См. "Абсолют".)
В. М. Жамиашвили

Источник: Современный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
800.57 кб

Платоновская диалектика как первооснова науки об управлении обществом

Виттих В.А.
Обосновывается необходимость использования платоновской диалектики для создания науки об управлении обществом.
Читать PDF
274.32 кб

Первоосновы материального мира

Сибирцев Владимир Афанасьевич
Читать PDF
319.11 кб

Первоосновы материального мира

Сибирцев Владимир Афанасьевич

Похожие термины:

  • ПЕРВОПРИЧИНА, ПЕРВООСНОВА

    религиозно-философское понятие, распространяющее причинную обусловленность всех конечных природных процессов на мир в целом: раз эти процессы имеют свои причины, то должна быть причина появлени
  • НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ, Первоосновы теологии

    сочинение Прокла (5 в.), представляющее собой руководство по теоретической философии, единственный в своем роде свод основных понятий и методов неоплатонизма. Вероятно, одно из самых поздних сочин