см. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
ПРОВИДЕНИЕ
ПРОВИДЕНИЕ
Источник: Новейший философский словарь
Провидение
Принятое в религии название судьбы; надежда как мировоззрение.
Источник: Философский словарь.
ПРОВИДЕНИЕ
(ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ) — по религиозным верованиям, — это деятельность Бога, определяющая весь ход событий в мире, начиная с природных процессов и кончая человеческой деятельностью.
ПРОВИДЕНИЕ
промысл божий - согласно религ. учениям - недоступная человеч. разуму воля, деятельность «всемогущего бога», направляющая все, что делается в мире; «неисповедимые пути господни». Представление о П. выражает и освящает религ. средствами придавленность человека природными, а в эксплуатат. обществе гл. о. социальными силами. Учение о П. воспитывает в человеке неверие в свои силы, оправдывает именем бога социальную несправедливость и учит безропотному смирению перед ней, т. е. служит интересам эксплуатат. классов.
ПРОВИДЕНИЕ
промысл божий - религ. представление, возведенное в ранг догмата, согласно к-рому все события в мире, как в природе, так и в об-ве, являются проявлением «высшей», «божеств, воли», действующей согласно заранее предопределенным плану и цели. «Миром правит рука промысла», - утверждают правосл. богословы. В идее божеств. П., присущего многим религиям, в частности христ-ву и исламу, равно как и в античных представлениях о судьбе, роке, фатуме, фантастич. образом отразились попытки людей осознать объект, закономерности развития природы, необходимый характер историч. процесса. Идея божеств. П. мистифицирует историю природы и об-ва, мешает научи, познанию закономерностей их развития. К. Маркс в работе «Нищета философии» писал: «Провидение, провиденциальная цель вот то громкое слово, которым теперь пользуются для объяснения хода истории. На деле это слово не объясняет ровно ничего» (Соч., т. 4, с. 141).
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
Провидение
согласно религ. представлениям — недоступное человеческому разуму действие высшего существа, направляющего все, что делается в мире, в соответствии со своей волей. Представление о направляющей силе высших существ зародилось в древности как иллюзорное отражение в сознании человека его зависимости от стихийных сил природы. У древн. греков эта зависимость нашла свое выражение в представлении о богинях судьбы — Мойрах. С развитием производительных сил об-ва происходит освобождение человека от стихийных сил природы. Однако в классово антагонистическом об-ве человек попадает в зависимость от внешних, не подвластных ему социальных сил, к-рая в религ. сознании выступает как представление о непостижимом действии бога-промыслителя. Объявляя движущей силой исторического развития божественную волю, церковь выводит все общественные отношения из божественного П., и человек т. о. низводится до уровня послушного исполнителя воли бога. Учением о П. церковь воспитывает пассивное отношение к миру, оправдывает именем бога существующую в буржуазном мире социальную несправедливость.
ПРОВИДЕНИЕ
(лат. Providentia) - "целесообразное действие Высшего Существа, направленное к наибольшему благу творения вообще, человека и человечества в особенности" (Вл.Соловьев). Христианская мысль видит мир в целом и жизнь любого человека находящимися не во власти случая или судьбы, а направляемыми милостью Божией к благой цели. Нельзя сказать, что Бог полностью управляет всем происходящим до мелочей, но есть личная забота Бога о мире и о каждом человеке, Его воздействие на историю. Согласно Откровению, это также и осуществление Его замысла о спасении мира через Христа в целях финального преображения мира для полного торжества Царства Божия. Провидение нередко отождествляют с Промыслом (Pronoia), хотя в нехристианской философии Промысл не связан с верой в то, что Бог таинственно ведет мир к победе над силами хаоса, зла и смерти. Провидение понимают двойственно - как действие Бога в рамках естественного порядка вещей, когда нужные для достижения какой-либо цели события "организуются" без нарушения законов мироздания, и как чудесное вмешательство Божие в ход событий, когда Бог позволяет себе ради спасения человека нарушить Им самим установленные законы. Основная проблема Провидения, - место свободы воли человека и его нравственной ответственности в замыслах Божиих. Исчерпывающего решения этой проблемы нет.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь